Номер 33 (880), 7.09.2007

РЫБАК - ДВАЖДЫ МОРЯК

Наиболее востребованной и высокооплачиваемой профессией сегодня в Украине являются моряки. Причем не только контейнеровозов и пассажирских судов, но и рыбопромышленного комплекса. Об этом мы и беседовали с начальником Одесского мореходного училища рыбной промышленности им. О. М. Соляника.

- Наша система, - говорит Василий Иванович Мозолев, - отличается от подготовки транспортников, так как мы связаны с рыбой. Рыбак - дважды моряк. На его долю выпадает двойная нагрузка. Если рыба идет, приходится работать 24 часа в сутки. Чтобы заниматься этим делом, нужно призвание.

В советское время зарплата у рыбаков была очень высокой. Сейчас разные фирмы платят по-разному. Смотря куда наши выпускники устроятся. А трудоустраиваются у нас практически все. В училище работает отдел практики, который предлагает курсантам работу. В первую очередь выпускники идут на рыбопромысловые суда, а также в крюинговые компании. Иностранные фирмы предпочитают брать украинских моряков, так как могут платить им меньше, чем европейцам. А качество знаний у нас не уступает западному образованию.

На сегодняшний день особенно возросла потребность в специалистах морской отрасли. Повысился спрос на электромехаников. Одно время их функцию выполнял старший механик. Но он не в состоянии знать все, что нужно для обеспечения работы судна. С этим столкнулись в мировой практике и уже возвращаются на круги своя.

Одесское мореходное училище рыбной промышленности набирает 100 человек на бюджетные места и 100 - по контракту. Обучение длится три года. Из них последние 8-12 месяцев моряки уходят в рейс, чтобы получить плавательный ценз. Курсантам предоставляется бесплатное проживание в кубриках, стипендия, библиотека на 60 тысяч книг, спортзал, столовая, санчасть, спортивные и художественные кружки. Кстати, по самодеятельности ВИА "9 вал" не раз занимал на конкурсах призовые места.

На отделении судовождения 90 % преподавателей - бывшие капитаны, отдавшие многие годы флоту и имеющие богатый опыт работы на рыболовецких судах. Из года в год растет материальная база училища. Для обучения на современном уровне приобретено модернизированное оборудование.

Получая квалификацию "младший специалист" выпускники продолжают работу на судах, на которых проходили практику, или находят другие фирмы. Вырос спрос и в Украине. До 20 человек в год принимает на работу "Антарктика", в ее распоряжении сейчас 7 судов.

Те, кто хочет продолжить свое образование, для профессионального роста поступают в национальный морской университет, ОНМУ, Керченский университет.

Одесское мореходное училище рыбной промышленности - единственное в Украине. Потому оно популярно.

- Набираем мы ребят на общих основаниях, - добавляет Василий Иванович. - Сейчас конкурс составляет 3 человека на место у судомехаников и 4 - у судоводителей. Обучаются только ребята. Хотя у нас есть выпускница заочного отделения, которая сейчас плавает в Севастополе капитаном.

Те, кто не пройдут на бюджетное отделение, могут поступит на контракт. Цена за обучение - 2800 гривен на дневное и 1700 - на заочное. Выпускники получают диплом, который дает им право трудоустраиваться на любое судно.

Инна ИЩУК.

Фото автора.