Номер 27 (823), 14.07.2006
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
В мире есть несколько абсолютных, неоспоримых истин. Одна из них заключается в том, что торговля и революция две вещи несовместные. Когда гремят пушки, молчат не только музы, утихают и крики торговых зазывал. История Одессы эту истину опровергает начисто. Мирный портовый город, созданный для торговли и во имя торговли, самим своим появлением и своей мировой славой он обязан именно революции.
Одессы, вероятнее всего, и не было бы вовсе, когда б не Великая Французская революция, согнавшая с насиженных мест французских аристократов, многие из которых нашли убежище и приют у российской императрицы Екатерины II (тоже, кстати говоря, Великой). Лучшие из них свои недюжинные знания, ум и энергию благодарно отдали новой своей родине. И, быть может, именно Одесса самое замечательное из творений французских аристократов, вынужденно ставших российской элитой.
Одесские КВНщики как-то пошутили: "Если руки врача дают человеку жизнь, то руки бухгалтера то, что недодали руки врача". Перефразируя шутку, можно сказать, что Первая русская революция 1905-1907 гг. дала Одессе то, что недодала Великая Французская всемирную известность. Речь идет о знаковом событии девятьсот пятого года восстании на броненосце "Князь Потемкин-Таврический". Это была мировая сенсация, ведущие европейские и американские газеты на первых полосах помещали репортажи об "одиссее" (а точнее было бы сказать, об "одессее") мятежного броненосца, так что миллионы жителей планеты смогли узнать о существовании нашего города.
Двадцать лет спустя, уже после Октябрьской революции, восстание черноморских моряков снова оказалось в центре внимания всего мира, но уже благодаря гению Сергея Эйзенштейна. Снятый в Одессе от первого и до последнего кадра фильм "Броненосец "Потемкин" стал мировой сенсацией и по сей день считается одной из лучших кинолент "всех времен и народов".
К чему понадобился этот краткий исторический экскурс? А к тому, что те, кто в порыве отречения "от старого мира" желают снести памятник потемкинцам, попросту не отдают себе отчета в том, чем обязан город этим людям. Ведь тот, выражаясь современным языком, промоушн, какой получила (притом дважды!) Одесса благодаря революционным морякам это поистине бесценный подарок судьбы...
А что касается "художественного исполнения" этого монумента, который и в самом деле не шедевр мирового искусства, то тут нелишне будет напомнить историю памятника Александру Третьему работы прославленного скульптора Паоло Трубецкого, где император изображен верхом на коне. Как только ни издевались современники над этим сооружением! Достаточно привести одну из эпиграмм:
На площади комод.
На комоде бегемот.
На бегемоте идиот.
Потому, наверное, когда после революции этот монумент снесли, у него не нашлось защитников. Но что же мы видим теперь? Памятник восстановлен под "гром оваций" и преспокойно высится на прежнем месте. Теперь он считается шедевром.
Пусть эта история послужит уроком местным "ниспровергателям". Как бы потом внукам не пришлось исправлять ошибки дедов!
Андрей РАЙКОВ.