Номер 26 (1073), 15.07.2011
С момента выборов новой власти в Украине в морской отрасли идет масштабный передел собственности. Это мы видим на примере Южного, рейдерского захвата Ильичевского порта. А теперь под прицелом Одесский порт, который с 1985 года возглавляет Николай Пантелеймонович Павлюк, опытный руководитель, считающий порт своим детищем, что соответствует действительности.
СПРАВКА. Николай Пантелеймонович Павлюк с перерывом на деятельность народного депутата Украины (2002- 2005) занимает должность начальника ОМТП уже 26 лет.
Родился в 1940 году; в 1964 году окончил Одесский институт инженеров морского флота. Работал грузчиком, диспетчером, главным диспетчером порта. В январе 1985 года был назначен начальником Одесского морского торгового порта. Почетный гражданин Одессы (2000), председатель Одесского областного Фонда мира. Действительный член Транспортной академии Украины. Автор многих статей об Одесском порте. Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1973), "За заслуги" III степени (1998) и II степени (1999), Герой Украины (2000), медалью "За доблестный труд" (1970).
Николай Павлюк подвергался репрессиям неоднократно. Но умение вести борьбу, защищать порт и отстаивать свое правое дело каждый раз выводило его в победители. В 2002 году, когда тучи нам ним сгустились уж очень грозно, В. Павлюк благоразумно пересел в кресло народного депутата, из которого в 2005 году благополучно вернулся на прежнее место работы. Но вскоре, а именно в 2007-м, у него произошел конфликт с тогдашним министром транспорта и связи Украины Николаем Рудьковским. После смены руководителей нескольких морских портов глава Минтранса начал наводить порядок в Одессе. И попытался посадить замначальника порта своего человека Владимира Мельниченко. Однако Николай Павлюк потребовал от министра убрать своего нового первого зама, так как он сразу забрал под свой контроль отделы снабжения, топлива, тендерный, договоров и банковских депозитов. Также Павлюк сообщил, что Мельниченко за средства порта купил себе машину за 70 тыс. долл., потом - квартиру за 2,3 млн грн.
В ответ из Киева инспектировать предприятие прибыла "карательная экспедиция" в виде комиссии министерского КРУ. Обнародованные на совещании выдержки результатов проверки Павлюк комментировать отказался, мотивируя это тем, что не видел акта и не подписывал его. Начальник Одесского порта обратился официально к премьер-министру Украины Виктору Януковичу, председателю Верховной Рады Александру Морозу и министру внутренних дел Василию Цушко. И заявил, что результаты проверки КРУ порт намерен оспорить в суде.
Для справки. По итогам 2006 г. прибыль порта составила 128 млн грн - почти треть от общей прибыли всех 18 портов Украины. Кроме того, был установлен рекорд по перевалке сухогрузов.
Сам же публичный скандал разгорелся после того, как министр задал Николаю Павлюку невинный вопрос: "Что вы имели в виду, когда говорили, что приход Рудьковского в морскую отрасль в ближайшее время приведет порты Украины к потере конкурентоспособности и преемственности работы?" Начальник предприятия все свел к тому, что Минтранссвязи саботирует проекты развития порта. По его словам, "договоры должны оформляться 15 дней. Однако они лежат там месяцами и возвращаются с такими формулировками, что диву даешься. В результате работа в Одесском порту просто остановлена".
"Я не отношу все эти вещи лично к господину Рудьковскому, но кто-то же должен за это отвечать?" - заявил Павлюк.
Министр парировал: "Я хотел бы конкретно услышать ответ на то, что обнаружило КРУ о перечислении в декабре дополнительно 10 млн грн, которые не были внесены в финансовый план. А вы учите, как мне нужно работать".
После этого последовал приказ министра об увольнении Павлюка в связи с допущенными нарушениями в финансово-хозяйственной деятельности, неэффективным использованием государственного имущества и, соответственно, нарушением условий контракта. Исполняющим обязанности начальника государственного предприятия "Одесский морской торговый порт" был назначен Быков. В ответ 400 сотрудников Одесского порта вышли на митинг, протестуя против увольнения начальника, который в то время находился на больничном. Большая группа портовиков также блокировала вход Быкову в служебный кабинет руководителя предприятия. Также портовики обратились к руководству страны и города с требованием разобраться в ситуации с Одесским МТП.
Скандал приобрел огромную огласку благодаря СМИ. И Минтранссвязи пошло на попятную, отменив увольнение начальника Одесского морпорта. Оказалось, что единственным его разногласием с Павлюком было то, что он хочет строить контейнерный терминал в открытом море, а Рудьковский считает это нецелесообразным, так как возведение его на территории судоремонтного завода "Украина" или в Военной гавани порта в 3 раза дешевле.
После этого был еще ряд конфликтов, которые также сводились на нет при ответном ударе. Лучшая защита - нападение. Благодаря такой стратегии более четверти века Николай Павлюк находится у руля Одесского порта. Однако его новаторские решения, несогласие с политикой чиновников, отстаивание интересов порта идут вразрез с намерениями власти.
Сегодня порт "Южный" перешел в руки донецкого олигарха, став удобной площадкой для экспорта руды. И потянулись в Одесскую область грузовые эшелоны.
В Ильичевском порту пришлось действовать более жестко, использовать рейдерский захват. Причем, по рассказам коллектива, нового начальника сотрудники ИМПТ встретили отнюдь не рукоплесканиями.
- В Ильичевском порту была проделана колоссальная работа, - считает инженер, пожелавший не называть своего имени. - Порт очень сильно поднялся. Была введена эффективная система управления. Благодаря руководству человека со знанием европейских технологий были решены многие проблемы. Уменьшились долги, увеличился грузооборот. Но не на это смотрит прежняя власть. Если идет передел собственности, уже ничего не докажешь, какой бы ты ни был хозяйственник.
Схема смены руководства была проста: проверка КРУ, выявление недостатков, нарушений. Прежний руководитель Константин Лавриненко был уволен с поста начальника порта в связи со значительным ухудшением показателей работы госпредприятия, также его обвинили в уводе грузопотоков в частный Ильичевский морской рыбный порт, который возглавлял ранее Лавриненко, а также в незаконной выплате 79,6 млн грн. Исполняющим обязанности начальника ИМТП назначен Александр Григорашенко.
Подобная схема была применена и в Одесском порту. Его руководство было обвинено в крупной растрате свыше 2 млн грн. Черноморская транспортная прокуратура возбудила дело по части 5 статьи 191 ("Присвоение, растрата имущества в особо крупных размерах или завладение им путем злоупотребления служебным положением") Уголовного кодекса. Предусмотренное за это наказание - лишение свободы на срок от 7 до 12 лет, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (после освобождения) и конфискация имущества. Но об этом общественность узнала позже.
А сначала неожиданно нагрянувшие на предприятие бойцы силовых структур в масках и форме заставили работников предприятия собраться в конференц-зале, а в кабинетах провели обыски. Въезд в порт был заблокирован.
- Выемка документов была проведена в рамках расследования уголовного дела по факту нанесения государству тяжкого ущерба в сумме 170 тыс. грн, - пояснил Николай Павлюк. - Эти деньги были потрачены на починку лифта в гостинице "Одесса", расположенной на морском вокзале. Ремонт проводился в 2007 году - по предписанию областного управления Государственного комитета по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору. При этом 80 % названной суммы выплатил порт, а 20 % - оператор гостиницы - ООО "Цезарь". Одного не пойму, зачем нужно было проводить изъятие документов, задействовав сотрудников силовых структур и закрывать до двух часов ночи сотрудников управления.
Спустя сутки официально объявили: на территории ОМТП проходила законная проверка и выемка документации. Начальник порта Николай Павлюк отметил, что за 25 лет работы такое происходило впервые. Одесский порт был единственным, который не имел никаких уголовных дел и замечаний. За четверть века ни одного замечания. И вот происходит такая ситуация. Самое страшное - пострадал имидж порта. Теперь туристы будут знать, что сюда ехать нельзя, тут один криминал. И никакой оценки этому не дается. В конце пресс-конференции Николай Павлюк заявил, что готов отвечать на все вопросы прокуроров, поскольку за свой имидж спокоен. Только вот за облик Одесского порта теперь обидно.
Гостиница "Одесса" построена ООО "Бруклин-Киев". 20 % уставного фонда принадлежит компании, 80 % - ОМТП. Сдана в 2001 году. Первоначально оперированием отеля занялась всемирно известная гостиничная сеть "Кемпински". Однако затем договор был разорван: в "Кемпински" не согласились с тем, что "Бруклин- Киев" начал вмешиваться в деятельность оператора. Позже "Одессу" передали "Цезарю".
В сентябре 2005 года Хозяйственный суд утвердил мировое соглашение, заключенное между портом и ООО "Цезарь", а в ноябре 2009-го выдал разъяснение своего решения. В соответствии с указанными документами имущественный комплекс гостиницы (общая площадь более 23 тыс. кв. м) на 49 лет передан в пользование фирмы "Цезарь". В надзорном ведомстве утверждают, что это сделано незаконно, поэтому было обжаловано.
Как поясняют в пресс-службе прокуратуры, полномочия по передаче в аренду недвижимого имущества, принадлежащего государству, находятся в исключительной компетенции Фонда госимущества. Кроме того, подчеркивается, что договор был заключен на заведомо невыгодных для государства условиях.
Силовое давление на морские порты Украины шокировало общественность страны и зарубежья. Однако эксперты считают, что положительный вариант развития событий с Одесским портом возможен.
- То, что Николай Павлюк собрал пресс-конференцию после всего произошедшего на предприятии, говорит о том, что он намерен бороться, а значит, аргументы у силовиков не самые весомые, - говорит журналист Анатолий Венгрук. - Текущая ситуация вокруг ГП ОМТП может быть связана с неуступчивой позицией Павлюка в вопросе приватизации предприятия. Сегодня крупный частный капитал не желает мириться с тем фактом, что такой мощный ресурс, как порты, остаются в собственности государства. Поэтому, если Павлюк не договорится с кем-либо из олигархов, его замена вполне возможна.
- Кто приватизирует порт, особого значения не имеет. Смена руководства, замена старого начальника - вопросы исключительно тактики, - уверен президент Ассоциации менеджеров крюинговых агентств Украины Анатолий Задорожный. - Николай Пантелеймонович считает ОМТП своим детищем, и это действительно так. Очевидно, что в случае прихода нового собственника предприятие ожидает передел. Однако мы так или иначе обречены на стратегию приватизации этих предприятий. Жаль только, что в целом верные стратегические решения в этом направлении осуществляются таким лихорадочным образом.
Подготовила Инна ИЩУК.