Номер 24 (1170), 5.07.2013
Андрей Михайлов приводит историю со старпомом на атомоходе в Белом море, который две недели бороздил морской полигон, обкатывая всевозможнейшие режимы. Молодой старпом, только что получивший звание капитана II ранга, рвал и метал, пытаясь наладить хоть какое-то подобие воинской дисциплины среди гражданских сдаточников. Те на мостик выходят покурить, когда вздумается, лежат на "самолетах" во время учебной тревоги и вообще ведут себя как матросы-годки. Хотя, по сути, так оно и есть: каждый "дядька" из сдаточной команды провел в море побольше времени, чем молодой старпом.
Подошел момент одного из сложнейших элементов испытания: погружение подводной лодки без хода на ровном киле. Командир, чтобы суперактивный старпом не надоедал в центральном в напряженные минуты подготовки к сложному погружению, посылает его на мостик помочь вахцеру (вахтенному офицеру) прогнать вниз всех, кто еще курит или любуется морским пейзажем. Вскоре с мостика слышится от "Пройдите вниз, пожалуйста" до "Пошли все вон!" Наконец мостик "зачищен", старпом решает остаться в засаде, чтобы отловить и примерно обругать того, кто еще посмеет наверх высунуться. В ожидании первого нарушителя сам закурил и пейзажем залюбовался. И не заметил, как тихо спустился вниз вахцер, как боцман сделал свое дело, приготовив мостик к погружению. Грозного старпома тревожить боятся. Но старпом ощущает в душе странную тревогу. Вроде все спокойно, тишина, море тихое и гладкое, а все же что-то не то... Верхний рубочный люк задраен!
Это открытие повергает старпома в шок. Выпучив глаза, он пытается открыть люк, скулит и сучит ножками. От неожиданности он даже позабыл, что на мостике есть "Каштан" прямой связи с центральным постом. Люк закрыт на совесть, не открыть. Старпом начинает медленно "хренеть". За бортом слышен шум, из цистерн главного балласта средней группы выходит воздух. Старпом взвивается на мостик.
Лодка погружается, корпус почти под водой, торчит одна рубка. Старпом, переходя на крик, начинает молиться, неумело, но проникновенно: так и сяк, о Боже, если ты есть, спаси и помоги! Минут пять длится молитва. И тут господь отвечает голосом командира: "Старпом, придурок, как тебя туда занесло!? Наберут детей на флот..."
Оказалось, старпом в пылу молитвы облокотился на рычажок "Каштана", и его молитва дошла-таки до центрального поста. Среднюю продули, лодка всплыла, в вахтенный журнал это событие записали, как тренировку по погружению на ровном киле... Эту историю мне рассказал сам бывший старпом, он уже много лет как командир, считается одним из опытнейших в Гаджиево. Только попросил: "Будешь писать, фамилию мою не упоминай. Засмеют..."
- Срочно поднимайся! Мы тонем...
- Кто это? - спрашивает пассажир капитана.
- Понятия не имею. Каждый год, когда мы здесь проходим, он вот так же сходит с ума.
В средневековой Европе считали, что выход в море в пятницу, особенно 13-го числа, может оказаться неудачным. В Англии решили проверить это поверье. Построили корабль под названием "Пятница", его заложили в пятницу, спустили на воду тоже в пятницу, выход судна в первый рейс - тоже в пятницу. Судно вместе с командой пропало без вести.
Однако португальцы и испанцы считали пятницу благоприятным для отплытия днем, Колумб начал свое первое плавание, во время которого была открыта Америка, именно в пятницу.
В России же опасались понедельника, а также 13-го числа.
Чихание: при отплытии, на левом борту - признак предстоящего кораблекрушения, на правом - удача в плавании. Если моряк, стоя на левом борту, чувствовал, что не в силах сдержать чихания, то бегом бросался на правый борт.
Чтобы вызвать ветер в штиль, нужно было свистеть. "Не посвистишь, так и ветра не будет". У капитанов и боцманов даже были специальные заготовленные свистки, которые хранились в молитвенных шкатулках. Высвистывали ветер мелодичными трелями, повернувшись в ту сторону, откуда ждали его появления. Также ветер приносило бултыхание швабры за бортом судна, царапание мачты ножом или хотя бы ногтями, обливание парусов водой, привязывание к вантам ботинка или выбрасывание за борт какого- либо предмета в дар морским богам. Чтобы ветер был попутным, моряки брали в рейс карманные платки с узелками в четырех углах, которые символизировали четыре направления по компасу. Развязывая соответствующий узелок, они пытались изменить направление ветра.
При выходе корабля из бухты моряки всегда бросали Нептуну мелкую монету - дань за благополучное дальнейшее плавание.
В истории мореплавания есть поверье, будто женщина в море приносит несчастье. Объясняется это довольно просто. Издавна моряки давали своим кораблям женские имена и верили, что бог морей будет теперь относиться к судну благосклонно или хотя бы снисходительно. Известно, что в английском языке слова "корабль" и "судно" - женского рода, и в третьем лице любое судно, даже названное мужским именем, обозначается местоимением она. Моряки прошлого, одушевляя свои корабли, верили, что у каждого из них есть сердце и душа, и поэтому, почувствовав женщину на борту, корабль (она) обязательно станет ревновать к сопернице и не будет послушен их воле. Это поверье еще на заре мореплавания приобрело роль закона: "Дев на борт не бери!".
Подготовила Инна ИЩУК.