Номер 24 (1020), 25.06.2010
В Институте Горшенина прошел "круглый стол" на тему "Поколение U и система высшего образования Украины". Студенты, преподаватели и представители общественности обсудили, в какой мере система высшего образования в нашей стране соответствует запросам молодежи - т. н. "поколения U" (те, кто родился в независимой Украине). Приводим несколько мнений, прозвучавших во время обсуждения.
Валерий Вакарюк, вице-президент Фонда Пинчука по вопросам науки и прав человека: "Современное поколение молодых украинцев отличается от предыдущих, во-первых, более высокой степенью толерантности и терпимости к вопросам, которые нам кажутся острыми; к примеру, вопросам языка, региональной принадлежности - для них это несуществующая проблема. Заказ с их стороны на трансформацию системы высшего образования, несомненно, есть. Они систему высшего образования в целом не признают как нормальную и качественную, хотя и хорошо себе отдают отчет в том, где они учатся и для чего. Самый большой ужас, на мой взгляд, состоит в том, что преимущественное большинство из них понимает: они совершенно не нужны своей стране. Многие из наших стипендиатов получают приглашения в аспирантуры ведущих университетов мира. Молодой талантливый физик, к сожалению, знает, что если он хочет остаться в физике, он должен уехать из Украины - на время или навсегда. Молодые люди понимают, что наукой в Украине они заниматься не могут. И заказ на трансформацию системы высшего образования, по большому счету, должен исходить не от них, а от элиты страны и ее политического руководства. Такого заказа сейчас нет. Система высшего образования у нас для чего только не предназначена - для бизнеса, заработков, для социальной работы, но только не для того, чтобы готовить интеллектуальную элиту страны. Ученые здесь не нужны. И талантливая молодежь страдает от этого".
Марина Ткаченко, эксперт Института Горшенина: "Мне кажется, что в общественной практике, и в медийной среде в частности, вообще нет запросов на сложные темы; намного проще обсудить, на каком языке вести преподавание или необходимо ли тестирование. А почему всерьез не обсуждается - вернуть ли в среднюю школу латынь, логику и древнегреческий язык как инструменты формирования мышления или не вернуть? Считается, что жизнь общества складывается из других тем, и часто форма превалирует над содержанием"
Сергей Ветров, президент Донецкого института социального образования, директор открытой педагогической школы: "Система высшего образования в Украине феодальная по сути - и студенты, и преподаватели несвободны, они зависят от программы, от учебника - и церковная по существу. Неважно, что там происходит, важно соблюдение ритуала и канонические тексты. Образование как система давно перешло ту границу, когда его проблемы могли решаться внутри него силами специалистов образования. Образование стало проблемой общества, но пока не стало сознанием общества. Ошибкой является также поиск универсального решения для всего образования. Оно становится локальным, индивидуальным, и всех под одну крышу уже загнать нельзя. Но с устаревшей системой высшего образования бороться не стоит, она сама должна трансформироваться, умереть, уйти. В образовании накопилось много качественно новых подходов и технологий. И сегодня нам всем очень не хватает экспертизы образования, которая должна осуществляться не государством, а обществом, и, пройдя которую, отечественные университеты и школы обрели бы определенный статус, сформировав своего рода свободную педагогическую зону".
Елена Скорик, директор Школы управленческого мастерства: "Молодые люди сегодня отличаются потребностью изменить мир и занять в нем свое достойное место. В то же время они в достаточной степени несамостоятельны и осознают недостаток инструментов для таких трансформаций. И этих инструментов не дает им ни школа, ни университет. Молодежи нужен рядом значимый взрослый, который умеет правильно изменять мир, не революциями и асоциальными вещами, а наше общество им не может сегодня этого обеспечить. Еще одно отличие от предыдущих поколений - клиповое сознание. При громадной возможности получения информации они не могут углубиться и проанализировать ее, у них отсутствует опыт умственной дисциплины. Серьезным противоречием является также и то, что молодые люди, с одной стороны, стремятся к самореализации, самостоятельности, а с другой - ожидают, что им в этом помогут - вузы, государство, родители. Еще одна проблема этой же самостоятельности - мы должны объяснять молодым людям, что успех в обществе достигается только в командной работе".
Во время "круглого стола" Институт Горшенина объявил о начале годовой программы социологических исследований, посвященных молодому поколению. Как рассказала Марина Ткаченко, Институт поставил задачу исследовать все, что определяет образ жизни 17-20-летних украинцев, рожденных уже во времена независимости, а также их сверстников из других стран. В исследовании примут участие студенты украинских, европейских, японских и американских вузов. Будут сравниваться мировоззрение, жизненные проекты, представления молодежи о качестве жизни, уровень амбиций молодых людей, живущих в Украине и мире, их представления о мировой истории и культуре, их социальная активность.
Подготовил Андрей ТИШКОВ
(по информации МОСТ-Одесса).