Номер 22 (665), 13.06.2003

НОВАЯ МУЗЫКА – ДИАЛОГ СО ВРЕМЕНЕМ

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПРОШЕСТВИИ ФЕСТИВАЛЕЙ

Автору публикуемых ниже строк довелось побывать на всех прошедших в Одессе (а их состоялось уже девять!) ежегодных международных фестивалях современного искусства "Два дня и две ночи новой музыки"...

И каждый раз задумываешься над кардинальным вопросом: что же представляет собой – по своей природе и сущности – так называемая новая музыка?!. Прежде всего хочется поделиться мнением, что термин "новая", применимый к музыке, достаточно условен и неопределенен.

Действительно ли она новая?

Это определение стали применять к определенного рода опусам с середины 50-х годов прошлого столетия. Хотя новую музыку по сравнению с наработанными и установившимися традициями писали еще и И.С. Бах, и Г. Берлиоз, и Р. Вагнер и все другие именитые композиторы различных времен, вносившие в развитие искусств какие-либо существенные новшества в области языка, выразительности, воздействия на слушателей и т.п.

В нынешнем расхожем толковании данное понятие оказалось связанным с процессами, возникавшими в искусствах с начала минувшего столетия.

Именно XX век проходил под знаком мощного развития новых взглядов и толкований самой сущности восприятия человеком действительности и ее образного мира. Во имя свободы мышления и творчества были предприняты беспрецедентные в истории искусств атаки на их коренные основы, усваиваемые нами в повседневном быту с детства, а затем – во всей системе повсеместно существующих образовательно-воспитательных учреждений. В музыке они коснулись мелодии, гармонии, ритма и традиционных норм формообразования, которые оказались либо перевернутыми с ног на голову, либо игнорировались полностью.

Сочинение и исполнительство – в сфере сформировавшегося так называемого музыкального авангарда – концентрировались на экспериментах со звуками и шумами, на стремлении выстраивать из них абсолютно необычные сочетания, цепи которых по-прежнему именовались музыкальными произведениями...

Прежними, кстати, оставались и музыкальные инструменты, и предписанные им звукоряды, с помощью которых эти эксперименты осуществлялись, порой настолько сложные и изощренные, что требовали от исполнителей высочайшего технического мастерства.

Для того, чтобы неподготовленному читателю представить, что представляет собой описываемый вид искусства, расскажем о сочинении "Четыре музыканта в трех пьесах" киевского композитора В. Рунчака, которое прозвучало на одном из фестивалей "Два дня и две ночи новой музыки" недавно завершившемся в Одессе.

Для его воспроизведения на сцене Одесской областной филармонии были установлены два рояля и полный набор ударных инструментов, употребляемых ныне во всевозможных оркестрах.

Одна из частей прозвучавшего сочинения имела наводящее и прямо-таки программное обозначение: "Беседа со временем".

Изобразить сегодняшнее (и прежде всего, конечно же, личное) ощущение человеком чуть ли не всего мироздания – такую задачу, видимо, ставил автор предлагаемой слушателям музыки... В ней оказалось немало холодных и статичных космических звучаний, которые сменялись вдруг хаотичными кластерными (по многим звукам разом) взрывами, а еще – подробными аудиоинсталляциями жизни современного города, вплоть до введения в живописуемые картины беспорядочной и сумбурной человеческой речи.

Так и представлялось порой, что находишься ты не в концертном зале, а где-то на улице, характерные шумы и толкотня которой прямо-таки виртуозно воспроизводились исполнителями на упомянутых двух фортепиано и ударных (в новой музыке именуемых перкуссиями).

— Для того, чтобы понять этот мир, нужен разнообразный ум, – заявляет бессменный президент одесских "Двух дней и ночей" профессор Высшей музыкальной школы г. Фрейбурга (Германия) Бернгардт Вульф.

А иногда от апологетов и пропагандистов новой музыки можно услышать и более категоричные и "смелые" суждения... Например, о том, что чистая красота и идеальная гармония, которые несет людям классическая академическая музыка, – отнюдь не полное отображение их внутреннего мира и духовной сущности, что здесь есть и еще "нечто"... За разведывание чего, мол, и взялась новая музыка.

Возможно, с этим и согласишься... Многие находки музыкантов, творящих в данном жанре, действительно по-своему увлекательны и впечатляющи. Досадно лишь, что некоторые приемы и "изобретения", демонстрируемые тут авторами и исполнителями, у стороннего наблюдателя и слушателя, воспитанного, как и все мы, на традиционной – доступной и "понятной" – музыке, вызывают порой ироническую улыбку, а то и (что и случалось, как правило, на всех одесских фестивалях) озорной смех...

Чего стоит, к примеру, эпизод "игры" барабанной палочкой по двум стеклянным банкам – полулитровой и двухсотграммовой – в солидном сочинении одесситки Л. Самодаевой "Молiння за Сельве", посвященном памяти мексиканского композитора М. Моро!

Подобных ("кажущихся"?!) чудачеств на форумах наблюдалось немало... Так, кларнетист X., исполняя свой опус, переходил от одного нотного пульта к другому, расположенным на противоположных сторонах сцены. Другой же "исполнитель" во время игры фортепианного дуэта беспрестанно волочил вокруг роялей... велосипедное колесо!

Недаром же концерты на одесских фестивалях трактуются как представления... Дуэты в них, кстати, именуются "дуэлями", в которых никто из участников не оказывается пострадавшим! Если не считать страдающей стороной в некоторых эпизодах публику, туго воспринимающую происходящее. Сочинением "новой" музыки ныне занимаются многие – в нашей стране и за рубежом. В Одессе ее представляют целая плеяда композиторов, к которым причислим еще С. Азарову, Ю. Гомельскую, Е. Томленову, В. Ларчикова.

Возглавляет их энергичная и целеустремленная К. Цепколенко – она же председатель правления международной общественной организации "Ассоциация Новая музыка", украинской секции международного общества современной музыки ISCM.

Именно эта Ассоциация и организует в Одессе фестиваль современного искусства "Два дня и две ночи новой музыки".

Одесса всегда старалась быть в авангарде всяческих новаций и преобразований... Перефразируя Гераклита, ректор Одесской музыкальной академии имени А. Неждановой профессор А. Сокол на одном из фестивальных торжеств со свойственной ему склонностью к юмору сказал:

— Все течет... И если новое оказывается хорошим и нужным, то оно – всегда из Одессы...

К сожалению, перспектива проведения в нашем областном центре очередного 10-го – уже юбилейного! – фестиваля пока представляется проблематичной... Международный фонд Д. Сороса, который оказывал Украине помощь в финансировании ряда культурологических программ, ныне ей в этом отказал, переключив внимание на иные аспекты социальной деятельности, а помещение Одесского областного центра культуры "Украина", в котором проводились упомянутые фестивали, оказалось уже проданным коммерческим структурам...

Тем не менее учредители одесских "Двух дней и двух ночей", по природе оптимисты и не теряют надежд на благоприятное будущее.

Виктор БИРЗИН.