Номер 21 (966), 5.06.2009
ЮБИЛЕЙ
"Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства". Эти слова принадлежат великому русскому сатирику Михаилу Салтыкову- Щедрину. Классик знал, о чем говорил, не понаслышке, ибо, занимая видные должности - вплоть до вице-губернатора, - воочию наблюдал жизнь российской провинции именно в ту пору, когда в империи начинали активно строиться железные дороги. И, как всякое большое коммерческое предприятие, строительство железных дорог привлекло к себе не только специалистов и рабочих, но и криминальный элемент - от элементарного воровства (вспомним чеховского "Злоумышленника") до масштабного казнокрадства. В результате, как мягко выражаются историки, "качество железных дорог не соответствовало предъявляемым требованиям". Так что еще полтора века назад возникла проблема обеспечения порядка и безопасности при эксплуатации железных дорог.
Решение о привлечении жандармской полиции к обеспечению порядка на железных дорогах было принято еще Николаем I: был введен особый полицейский надзор в виде жандармских команд и эскадронов. Но реально говорить о железнодорожной полиции как о самостоятельной службе по обеспечению правопорядка можно лишь с 1867 года, когда высочайшим повелением Александра II были утверждены структура и штаты жандармских полицейских управлений железных дорог.
На территории нынешней Украины действовало пять таких управлений - Киевское, Кременчугское, Харьковское, Харьковско-Царицынское и Одесское. Последнее имело ярко выраженную специфику, связанную, прежде всего, с портом. Огромное количество ценных грузов, транспортируемых через порт, притягивало к себе внимание преступного элемента. Кражи грузов из пароходных трюмов и железнодорожных платформ были повседневным бичом. При этом матросы и железнодорожники объединялись в преступные группировки, что делало борьбу с ними особенно сложной. Железнодорожная полиция в ту пору решала задачи "охранения внешнего порядка, благочиния и общественной безопасности в районе действия жандармских полицейских управлений железных дорог", а также защиты "интересов железнодорожного транспорта от криминального воздействия посторонних лиц и от незаконных действий самих железнодорожников". Любопытно, что в начале ХХ века было внесено предложение о создании жандармской железнодорожной конно-полицейской стражи, но от него отказались по причине нехватки финансов (вечная тема правоохранителей!) Зато стали использовать собак-ищеек.
Благодаря разноплановым мерам на Одесской железной дороге и в порту удалось несколько снизить уровень преступности. Особенно отличилась железнодорожная полиция в 1913 году, проведя массовые обыски и арестовав ряд преступников. Это была фактически первая масштабная акция, которую одесские правоохранители провели в прошлом столетии.
4 марта 1917 года - драматическая дата в истории транспортной милиции. В этот день Временное правительство упразднило железнодорожную полицию, а в газетах развернулась травля бывших жандармов. И буквально сразу после выхода этого постановления резко увеличилось количество краж перевозимых грузов, причем совершали их, в первую очередь, сами железнодорожники. А солдаты-дезертиры вообще стали самовольно захватывать поезда и паровозы, чтобы поскорее добраться домой. Так что все равно властям пришлось создавать на железных дорогах милицейские части, которые, правда, формировались по типу дружинников. Рабочие достаточно охотно записывались в эти части, поскольку получали гарантированное денежное содержание, чем не всегда их могли обеспечить на предприятиях.
Большевики, придя к власти попытались как-то навести порядок на железной дороге. Совет народных комиссаров 23 марта 1918 года принял декрет "О централизации управления, охране дорог и повышении их провозоспособности", а через четыре дня было утверждено Положение о Всероссийской чрезвычайной комиссии по охране путей сообщения. Однако ситуация на транспорте продолжала оставаться катастрофической, особенно в Украине, где власть менялась чуть ли не каждый месяц. Создать систему охраны пыталась как Директория, так и Советское правительство. Последнее 5 июня 1919 года создало железнодорожную милицию. Эта дата взята в качестве отправной при определении дня рождения украинской транспортной милиции.
А вот для Одессы точкой отсчета следует считать 8 февраля 1920 года, когда был назначен первый начальник железнодорожной милиции Одесского района. Этот район занимал по линии 448 верст и был разбит на пять участков. Принимались в штат исключительно солдаты (из рабочих и крестьян) при наличии двух рекомендаций от членов партии. Любопытно, что, как гласит рапорт, на службу "было принято несколько человек из военнослужащих, прибывших из Франции" (речь, по всей видимости, идет об интернированных солдатах Первой мировой).
Железнодорожная милиция в данном виде просуществовала недолго. В декабре 1921 года она прекратила свое существование, изменила организационно-правовую форму. Однако в 1930-х стало очевидно, что система обеспечения сохранности грузов на транспорте перестала отвечать реалиям. И 26 июня 1937 года в СССР была воссоздана железнодорожная милиция. А через год, в сентябре 1938 года, был восстановлен и линейный принцип построения железнодорожной милиции. Это позволило к началу 1941 года улучшить ситуацию на железной дороге. В частности, на территории Одесской железной дороги значительно сократилось количество убийств, разбойных нападений, грабежей, краж.
Война для транспортной милиции стала колоссальным испытанием. Никогда еще ее сотрудникам не приходилось работать в условиях такой перегрузки станций и участков, но они сумели обеспечить первоочередной и скоростной пропуск массы поездов к фронту, охрану грузов и общественный порядок. Кроме того, в тыл вывозились огромные материальные ценности, оборудование сотен эвакуируемых заводов для организации оборонной промышленности на Востоке страны, шли эшелоны с женщинами, детьми, стариками... Как нетрудно представить, активизировались грабители, дезертиры, спекулянты. Деятельность милиционеров в этот период - настоящий подвиг.
После Великой Отечественной войны на местах были созданы управления охраны МГБ на железных дорогах. Эти органы совмещали функции государственной и общественной безопасности, вели борьбу с уголовной преступностью. В течение последующих лет транспортная милиция неоднократно меняла название, структуру и проч. Неизменными оставались только задачи. И в целом сотрудники милиции сумели справиться с ними.
И сегодня органы внутренних дел на транспорте - это высокоорганизованная правоохранительная система, способная эффективно выполнять возложенные на нее функции по обеспечению общественной безопасности и борьбе со всеми формами и проявлениями преступности, включая организованную, трансграничную и транснациональную.
Масштабы работы транспортной милиции огромны. Так,
сфера деятельности линейного Управления на Одесской
железной дороге УМВД Украины на железнодорожном транспорте
охватывает шесть областей. Общая протяженность Одесской
железной дороги - около 5,5 тыс. километров, ежедневно по
ней проходят сотни поездов со многими тысячами тонн грузов
и пассажиров. Наша газета регулярно информирует читателей
о работе одесской транспортной милиции, чему активно
способствуют ветеран журналистики Владимир Павличенко и
сотрудники сектора связей с общественностью во главе с
Инной Лифарь. Мы от души приветствуем правоохранителей с
юбилеем и желаем им успехов в нелегком, но столь важном
для каждого из нас деле. Ведь практически все мы, хотя бы
раз в год, являемся пассажирами, а значит, транспортная
милиция охраняет нашу с вами безопасность.