Номер 20 (1364), 9.06.2017

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ:
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

"Наша нефть - людской потенциал". Вряд ли кто возьмется оспорить это утверждение эксперта коалиции "Реанимационный пакет реформ" Ивана Лукери. Реформа системы местного самоуправления, децентрализация стимулируют развитие потенциальных возможностей членов громад.

И в лучших из них эти возможности проявляются в реализации успешных проектов. Однако данный процесс идет негладко, по ходу дела возникает большое количество вопросов, которые требуют ответа на основе анализа и обобщения.

Министерство социальной политики проводит рейд по громадам, цель которого - информировать о результатах реформ, установить более плотное сотрудничество "верхов" и "низов", выявить проблемы, требующие комплексного, обобщающего решения. В Одессе центральной темой обсуждения стало формирование интегрированной системы социальных услуг в условиях децентрализации.


АКЦЕНТ - НА ГРОМАДЫ

Министерство соцполитики представляла первый заместитель министра Ольга Крентовская. По ее мнению, вопрос децентрализации сегодня является приоритетным для органов местного управления, равно как и министерства.

- Мы полностью переформатировали работу на потребности территориальных громад, используя большую часть государственных программ, - отмечает замминистра.- И считаем, что поддержка населения, улучшение его благосостояния - это наша основная задача. Повышение заработной платы повлияло на увеличение доходов местных бюджетов, налогов от физических лиц. Основной доход должен быть в сфере труда. Поэтому социально-трудовые отношения должны стать приоритетом Министерства.

Заместитель министра уделила особое внимание проблеме "теневой занятости", которую невозможно решить без взаимодействия с органами местного самоуправления. Ибо местные власти, как никто, должны быть заинтересованы в сотрудничестве с бизнесом, который должен устанавливать прозрачные связи с работником.

Важное место занимает социальная политика - целый комплекс взаимодействий в области медицины, образования, жилищно-коммунального хозяйства. Лучшие результаты в этом плане есть в тех громадах, где государственные программы дополняются местными. И надо отметить, что руководители таких территориальных громад проявляют большую креативность при удовлетворении потребностей своих граждан.

- Наша цель, - говорит Ольга Крентовская, - организовать в каждой области пилотный проект для того, чтобы увидеть, как лучше внедрить модели социальной защиты. Потому что на сегодня пока уровень оказания социальных услуг в районах ниже областного. Поэтому мы акцентируем нашу работу на небольших громадах. Человек не должен ехать в район, чтобы получить административную услугу. Она должна быть оказана ему на месте его проживания. То есть, мы должны обеспечить доступность получения административных услуг каждым гражданином Украины на местах, чтобы они были максимально приближены к человеку. А районный уровень должен этому способствовать. С другой стороны, исследуем и внедряем опыт больших громад. У Одессы есть чему поучиться в плане внедрения социальных услуг. Подходы, которые внедряет и развивает местная власть, могут стать примером для всей Украины.

ДЕСЯТЬ НАПРАВЛЕНИЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

- Благодаря децентрализации у города появилось больше возможностей, чтобы решать социальные проблемы, - отмечает заместитель Одесского городского головы Зинаида Цвиринько. - У нас действует городская целевая программа по оказанию услуг жителям города по 10 направлениям. Для помощи семьям, которым нужна социальная поддержка, выделено более 250 млн гривен из городского бюджета. Потому мы считаем, что наш бюджет - социальный. И выделяем средства на поддержку многодетных семей, сирот. В Одессе действует программа строительства и ремонта социального жилья для детей-сирот, решаются проблемы матерей, которые оказались в сложных условиях. Если женщина ждет ребенка, но не имеет жилья и семьи, она может обратиться в городской центр матери и ребенка и находиться в нем до исполнения ребенку двух лет. В этом центре мать будет обеспечена питанием, санитарно-гигиеническими средствами, коляской, ей создадут достойные условия проживания. Мы оказываем весь спектр услуг для того, чтобы мама находилась с ребенком и имела возможность его воспитывать. Также работает программа для лиц без определенного места жительства. Отремонтировано общежитие для мужчин такого рода. Такое же общежитие скоро откроется для женщин. Целый этаж будет выделен для семей, которые оказались в сложных условиях.

Децентрализация, по словам заместителя мэра, позволила нам ввести много видов муниципальных доплат молодым специалистам, врачам, библиотекарям, учителям. Социальные службы обеспечены хорошими кадрами, которые работают много лет. Задача городских властей - мотивировать жителей города, доказать им, что в каких бы условиях они не оказались, нельзя опускать руки, нужно быть готовыми к борьбе, любыми способами выстоять. Своим опытом одесситы делятся с другими регионами, ибо все области и громады объединяет одна цель - социальная поддержка сограждан.

ООН ДЛЯ ДЕТЕЙ УКРАИНЫ

К сотрудничеству в процессе децентрализации привлекаются и международные организации. Большую поддержку в проведении реформы оказывает Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), с помощью которого реализуется немало пилотных проектов, также Фонд помогает осуществлять Модель связи с социальными службами занятости.

- Переходный период, в котором сегодня находится ваша страна, - считает глава представительства ЮНИСЕФ в Украине Джованна Барберис, - чреват множеством проблем, но также предоставляет и немало возможностей. Украина начала трансформировать свои системы в широком секторе реформ, в том числе и социальном. Все эти реформы имеют прямое отношение к жизни людей, семей. Реформа децентрализации, с нашей точки зрения, является фундаментальной, абсолютно важной и необходимой. В результате будут созданы независимые органы местной власти, которые в свою очередь будут подотчетны населению, предоставлять качественные услуги всем группам населения, в том числе и тем, которые являются наиболее уязвимыми. Мы абсолютно уверены, что сильная система местного самоуправления не может существовать без развитой системы социальных услуг. Исторически получилось, что услуги социальной защиты в Украине никогда не опускались на уровень муниципалитета. Одним из последствий этого является то, что в стране существует развитая система социальных институтов, детских домов, интернатов. Сегодняшней задачей является создание качественной системы на местном уровне, которая приближена к людям, семьям. Развитая система интегрированных социальных услуг основана на социальной работе, планировании и всех инструментах и практиках, которые связывают различные услуги и сектора между собой. Она также основана на социальном балансе между государственными инструментами политики по предоставлению услуг, и теми, которые должны предоставляться на местном уровне. Мы прекрасно понимаем, что у муниципалитетов есть большой спектр проблем. Поэтому важен диалог, важно прислушиваться и делиться наработками. В центре развития услуг, конечно, должны быть дети. Мы должны уделять внимание детям с инвалидностью, тем, кто является жертвами насилия. И то, что их отделяют от семей, отправляют в различные институции, не является лучшим решением. И если у нас получится внедрить наш опыт, мы, надеюсь, внесем большой вклад в создание развитого цивилизованного общества на принципа х солидарности. И в этом мы видим будущее Украины.

ЕСТЬ ИЗ ЧЕГО ВЫБИРАТЬ МОДЕЛИ

Важным шагом в процессе реформ является приведение украинского законодательства в соответствие с европейскими нормами ювенальной юстиции.

В Скандинавских странах системы социальной защиты детей основаны на работе на уровне муниципальных властей и служб, действующих в условиях общего рамочного закона, с активным привлечением местного сообщества. Наиболее интенсивно развивающейся частью системы являются разработка и внедрение технологий раннего вмешательства, чтобы предотвратить наступление кризисных ситуаций в семьях, испытывающих повышенный риск маргинализации. При работе с кризисными семьями в Скандинавских странах помещение ребенка в институциональную среду рассматривается как крайняя мера, применяемая в тех случаях, если не сработали никакие другие способы вмешательства в ситуацию. Вне зависимости от остроты ситуации основной упор при работе социальных служб делается на поддержание связи с кровной семьей, восстановлению родственных отношений и связей между ребенком и его родителями.

В основе финской системы социальной защиты детей лежит принцип "мягкого вмешательства", что означает постепенное применение сначала более мягких способов работы с семьей и ребенком с постепенным переходом к наиболее глубокому вмешательству, если сохраняется необходимость интервенции. В соответствии с действующим нормативным документом, регулирующим сферу поддержки детей, власти Финляндии обязаны поддерживать семьи в сфере воспитания детей - в самом широком смысле этого понятия. Для благополучных семей это означает, что в рамках реализации государственной семейной политики должен быть предоставлен типичный набор базовых услуг. Однако в ситуации, когда семья сталкивается с какими-либо затруднениями, ей должны оказывать более сложную поддержку, которая осуществляется при составлении индивидуального плана по работе с ребенком и его семьей в каждом отдельном случае.

В Швеции вся работа сотрудников социальной службы настроена на профилактику и предупреждение трудных ситуаций в семьях, и также основывается на индивидуальном подходе к каждому конкретному случаю. В систему профилактической работы вовлечено местное сообщество, в том числе культурные и спортивные объединения, школы. Прежде, чем изымать ребенка из семьи, государственная социальная служба должна проверить возможность передачи его на проживание и воспитание родственникам непосредственно после разлучения с родителями.

В Дании, так же как и в остальных Скандинавских странах, при устройстве детей предпочитают отдавать их в фостерные (приемные) семьи. Однако в этой стране чаще, чем в других, прибегают к кратковременному институциональному размещению сразу же после изъятия из семьи, особенно в отношении детей, имеющих особые потребности вследствие наличия физических или психических отклонений. При этом существует довольно широкое разнообразие способов временного институционального размещения детей, и сотрудники социальной службы, как правило, решают задачу минимизации срока пребывания ребенка вне семьи.

Фостерные (приемные) семьи являются приоритетной формой устройства детей, изъятых из семьи, и в Норвегии. Здесь на долю такой формы устройства детей приходится максимальный процент среди всех Скандинавских стран: около 90% всех детей помещают в различные типы приемных семей и немногим более 10 % - в институциональные учреждения.

Скандинавские страны являются безусловными лидерами в развитии такой формы устройства детей, как замещающие семьи. В этих странах государство играет значительную роль с точки зрения развития института замещающей семьи и его профессионализации. Это направление получает значительные объемы финансирования - на фоне высоких расходов на социальную политику в целом. При устройстве ребенка в приемную семью социальный работник разрабатывает индивидуальный план и программу работы с ребенком. Приемные родители не предоставляют никакой регулярной отчетности, тем не менее они обязаны придерживаться составленного плана.

Подбором, обучением и наймом приемных родителей в Финляндии занимаются негосударственные организации и организация Perhehoitokumppanit. Они же затем "предлагают" услуги приемных родителей местным сообществам или муниципалитетам. Муниципальные власти или специальные региональные агентства занимаются контролем за деятельностью этих агентских организаций.

Поддержка и сопровождение фостерных (приемных) семей осуществляются: 1) через работника социальной службы, прикрепленного к ребенку; 2) посредством проведения ежегодных тренингов и оказания экспертного консультирования в случае необходимости; 3) через систему "наставничества" от опытных приемных родителей и 4) профессиональное сообщество - объединение фостерных (приемных) семей.

Политику деинституционализации устройства детей путем развития семейных групп и сообществ с 1960-х гг. реализует Италия. Так, с 1983 г. закон гарантирует право ребенка на воспитание в семье, в законе от 2001 г. подчеркивается право ребенка на воспитание в кровной семье и выделяется роль государства в устранении препятствий к этому. Приемные семьи рассматриваются тут исключительно как временное решение, максимальный срок проживания в приемной семье не должен составлять более двух лет (хотя и может быть продлен). Помещение в приемную семью может быть осуществлено либо по желанию родителей (для преодоления временных трудностей), либо по решению суда.

Как видно из приведенных выше примеров, в европейских странах накоплен большой опыт решения проблем на местном уровне, который постепенно используется и в условиях Украины. Соглашение об Ассоциации между Украиной и ЕС, безвизовый режим открыли в этом плане новые возможности, которыми должны воспользоваться лидеры и активисты местного самоуправления.

Инна ИЩУК.