Номер 13 (1406), 20.04.2018
Третье заседание морской кают-компании "Морская библиотека" было посвящено теме морских лоций.
На встречу пришли капитаны, штурманы, судомеханики, писатели, члены клубов "Золотая роза" и "Лира", товарищества "Мир Паустовского", представители объединения "Нить Ариадны", психологи и курсанты института ВМС Национальной Морской академии.
- Лоции - это описание морей, океанов и их береговых очертаний, со всеми находящимися на берегах приметными местами и знаками, - сообщила заведующая библиотекой Карина Апаринова. - Лоции - кладовая делового языка моряков. Опираясь на морские лоции, Константин Паустовский написал повесть "Чёрное море", которое дышало широкими пространствами моря и неба. На её страницах играли морские зори, грохотали шторма и дул лёгкий бриз, оживала история и, как само море, заговаривали даже камни, эти молчаливые свидетели былого. Для многих читателей Паустовский был лоцманом жизни и добытчиком необычайного.
Библиотекарь Александр Апаринов, штурман с 30-летним стажем, подготовил тематическое слайд-шоу о лоциях и морских картах и зачитал отрывки из повести "Чёрное море".
Главным событием встречи стало выступление преподавателя Морской академии Александра Беспалова "Поэтика морских лоций".
- К этой теме меня подтолкнули строки из книги "Золотая роза" Константина Паустовского, - отметил А. Беспалов. - А именно то место, где он пишет, что был поражен великолепным языком лоции Черного и Азовского морей. Старинные лоции говорят нам о романтике мореплавания. Хотя если задуматься, всего лишь 100 лет человек ходит морем с помощью паровой и тепловой энергии. А до этого почти 12 тысяч лет - под парусом. Что это была за жизнь на судне? Ориентировались по звездам, островам, описанием мест в лоциях. Ели кашу с солониной, которую вымачивали в морской воде и так готовили. Масло заливали морской водой, и оно хранилось 3-4 месяца. Было такое блюдо потаж - когда собиралось все несъеденное экипажем, добавлялись кусочки кожи и варили. Пили протухшую воду, которую морякам выделяли по полтора литра и столько же портвейна. Они часто страдали такими болезнями, как кариес и фурункулез, и самыми экзотическими видами венерических заболеваний. Работали четыре часа через восемь, а то и меньше. Но в любой момент моряка могли поднять на работу. Сушить одежду могли только офицеры на камбузе. Спали в гамаках, которые хранились на верхней палубе. Их доставали мокрыми, обледенелыми, и моряки сушили их своим телом. Одновременно гамак служил спасательным жилетом, поскольку моряки в массе своей не умели плавать. Вот в таких условиях работали на парусниках. Английское право говорило, что человек, проведший на борту судна семь лет, не мог выступать свидетелем в суде. Тем не менее, несмотря на тяжести морской работы, они оставались романтиками. Прекрасны были мгновения, когда парусник шел в пассатной зоне. Англичане называли пассат - солдатским ветром, поскольку он, как солдат, мог исправно дуть. Судно две недели шло под парусом. При этом у команды не было почти никакой работы, прохладно, хорошо, тепло и виды красивые, которые описывались в лоции. Казалось бы, это был технический документ для навигации, но в Лоции Эгейского моря находим строки описания острова, где встретишь женщин, самых красивых во всем архипелаге, с прекрасными ма нерами и гордой осанкой. А другой остров сравнивался с родильным домом богов, где водопады, как фонтаны. Такое мог писать только поэт.
В 1645 году во Франции была опубликована первая лоция. Каждое поколение моряков вносило поправки, которые часто отличались лиричностью. В 1848 году была написана лоция Черного моря с описанием берегов. В1916 уже лоция посуше, толще, - сравнивает преподаватель. - Но в ней - уникальный язык, который пришел из Голландии и Англии. Например, полундра - означало, что-то падает сверху, попа - корма, капитан - майстро. На Черном море было свое наименование ветров. А когда на берегу моряка спрашивали, как дела, он отвечал - бунаца, то есть хорошо. Бунаца обозначает штиль. Также можно объяснить и фразу "куда выведет Фортуна" (фертина - волна).
В английской лоции Черного моря можно узнать о событиях того времени, когда в январе в порту вмерзло 40 судов в лед. Его толщина была больше метра. Кромка льда в 100 милях от берега. Лоции рассказывают истории, показывают, как выглядели берега в прошлых веках. И мы можем ощущать вкус того времени, - подытожил Александр Беспалов, представив также уникальные лоции Тихого океана 1932 года издания, Черного моря, и передал экземпляры в книжный фонд кают-компании "Морская библиотека".
С подарком библиотеке пришел заместитель главного редактора морской энциклопедии Яков Шпигельман, представив свои авторские и редкие издания. В дар Морской библиотеке передала книги генеральный директор "Инфлот" Ольга Бронецкая.
Еще одним блоком кают-компании, которую вел Анатолий Венгрук, стал вопрос психологической подготовки моряка. Психолог Марина Равчеева, которая работала на судах Черноморского пароходства "Максим Горький" и "Фёдор Шаляпин", рассказала о психологическом настроении моряков в рейсе и на берегу, о методах адаптации в длительных рейсах и восстановлении психологических и физических сил на берегу.
- Самое главное форма поддержки моряка в рейсе - это общение, - вывела формулу психолог. - Чувствуя поддержку, опору, ему гораздо легче переносить тяготы службы.
В то же время Александр Беспалов напомнил о важности кают-компании для общения моряков. Что помогает им сохранить душевное спокойствие.
Жена моряка Виолетта Слюсаренко из личного опыта дала советы курсантам-военным морякам, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.
- Доверие и взаимопонимание решат все проблемы, - сказала Виолетта. - Мы ждем наших мужей, хотя и нам трудно в разлуке. Но какое счастье, когда они возвращаются домой.
Следующая встреча кают-компании "Морской библиотеки" состоится в мае. На ней желающие могут совершить виртуальный морской круиз и больше узнать о психологии моряка и методах выведения его из кризисных ситуаций.
Инна ИЩУК.