Номер 12 (1008), 2.04.2010
Такой суровой зимы одесситы не помнят уже лет 30. Количество осадков превысило норму в 4 раза. Небывалые морозы на некоторое время сковали акватории. Но в то же время морские порты Одесской области не только справились с жесточайшими условиями, но и увеличили объемы переработки грузов почти вдвое.
Ледовая кампания началась
Зима на Одесщине началась 16 декабря 2009 года, когда сильные снегопады засыпали дороги, улицы, дома. Пришлось ограничить работу и морским портам. Но главные препятствия приема судов начались в январе, когда акватории сковало льдом.
С 25 января 2010 года Одесский морской торговый порт (ОМТП) начал ледовую кампанию.
- Такое решение было принято в связи с интенсивным льдообразованием, которое препятствовало безопасности судоходства, - отметил капитан Одесского порта Александр Антонов, - обычно ледовая кампания в порту начинается с 1 февраля. Но в этом году получилось на пару дней раньше. Борьбу со льдом вели несколько буксиров, в том числе самый мощный буксир ОИТП "Гранит".
В Белгород-Днестровском морском торговом порту также проводились необходимые работы, причем начиная с 7 января. Толщина льда на лимане составляла около 10 сантиметров. Сильный ветер до 25 метров в секунду вызвал большую волну. Все морские спасательные службы в ночь на 7 января были приведены в состояние повышенной готовности. Были подтоплены несколько судов. Но жертв и пострадавших не было. Буксиры разбивали лед на расстоянии 12 км от порта. Ситуация была осложнена и тем, что подъемный мост над гирлом Днестровского лимана замерз и не поднимался. Пришлось ждать оттепели, чтобы завести суда на разгрузку.
А вот в Ильичевске и Южном акватории портов почти не замерзали, что позволило работать в нормальном режиме. Во время этого периода в Одесской области с судов за каждую переработанную тонну груза взимался государственный ледовый сбор за обеспечение зимней навигации. 23 февраля ледовая кампания была завершена, акватория порта была очищена ото льда.
И все же не остановились
Несмотря на сложные погодные условия, шторма, туманы, обледенение, морские торговые порты Одесщины за зимние месяцы даже увеличили перевалку грузов. За январь и февраль 2010 года было переработано 16 млн 819 тыс. тонн различной продукции. Это составляет 104,1 % от результата января-февраля прошлого года, когда украинские портовики осуществили перевалку 16 млн 151 тыс. тонн. В частности, Белгород-Днестровский порт переработал на 112,5 % больше грузов, Измаильский - на 25,3 %, Ильичевский - на 17,9 %, Южный - на 6,8%.
- Мы должны поддержать позитивную тенденцию работы портовиков, которая наметилась в начале года, - отметил исполняющий обязанности министра транспорта и связи Украины Василий Шевченко, - для этого следует задействовать все внутренние резервы, внимательно изучая опыт партнеров и конкурентов, оперативно реагируя на конъюнктуру рынка и используя гибкую тарифную политику.
В свою очередь, отечественный морской и речной торговый флот выполнил перевозку грузов в объеме 0,5 млн т, что на 6,1 % больше января 2009 г. Перевалка речным транспортом выросла на 42,2 %, морским транспортом немного уменьшилась - на 16,4 %. Заграничные перевозки грузов морским транспортом сократились на 17,5 %, речным - выросли на 44,4 %. Объем в торговых и рыбных портах и на промышленных причалах (морских и речных) уменьшился на 0,7 % и составлял 11,8 млн тонн. Импорт увеличился на 37,6 % экспорт - на 18,2 %. Транзит сократился на 30,3 %, и количество обработанных судов (заграничных и инфрахт) сократилось на 4,3 % и составило 1,3 тыс. единиц.
Внедрили и открыли
Именно в зимний период специалисты Одесского порта стали лидерами в разработке новых технологий, представив на Всеукраинский конкурс "ТОП-энергоэффективность" проект устройства теплового насоса и солнечных коллекторов в здании службы флота по номинации "Лучшее внедрение энергоэффективных технологий".
- Внедренная инновация признана наиболее прогрессивной в стране, что отмечено специальным дипломом, - сообщил начальник службы энергообеспечения порта Борис Молчанский, - автоматизированный теплопункт с включенными в систему теплонасосами известной фирмы WIESSMANN и гелиоколлекторами смонтирован в админздании на причале № 28 и введен в эксплуатацию в конце прошлого года. В его оснащение порт инвестировал 1,2 млн грн. По расчетам, эти средства окупятся через 8 лет.
Служба энергообеспечения представляет Одесский порт в названном конкурсе уже второй раз. В прошлом году проект модернизации системы горячего водоснабжения автобазы с включенными в нее гелиоколлекторами был отмечен в числе лучших внедрений.
А в феврале этого года у причала № 37 автомобильного терминала Одесского морского торгового порта впервые была произведена разгрузка судна Sea Anemos типа ро-ро - судно с горизонтальным способом погрузки. Для этих операций не нужны подъемные краны - грузовые автомобили просто заезжают и выезжают на палубы судна по аппарели.
- С борта судна были перегружены 632 легковых автомобиля, - отметил главный диспетчер порта Руслан Сахаутдинов, - и размещены на территории новопостроенного автомобильного терминала вместимостью до 1100 автомашин.
- Мы получили относительно новый грузопоток ? легковые автомобили, - прокомментировал первый заместитель начальника Одесского морского торгового порта Юрий Васьков, - выгрузка этого судна дала порту доход около 200 тысяч гривен. Это стоимость самой выгрузки машин, портовый сбор и дополнительные услуги, связанные с обработкой судна. Учитывая, что работы занимают около суток, это очень неплохо. Загруженность терминала будет зависеть от того, как быстро партнер порта, компания "Хюндай моторс Украина", будет реализовывать автомобили.
Ровно через неделю работники (ОМТП) приняли первый современный контейнеровоз типа "постпанамакс" у причала Хлебной гавани. Для этого портовики выполнили дноуглубление второго колена подходного канала Заводской гавани.
Таким образом, в Одесском порту появился фарватер для подхода современных контейнеровозов к причалам, на которых ранее обрабатывали исключительно фидерные суда. Первым из обработанных на 42-м причале судов стал контейнеровоз CMA CGM Baudelaire длиной 300 метров под флагом Германии.
Иностранцы заинтересовались
Наметились положительные сдвиги и в круизном направлении. Так, компания Crystal Cruises внесла в летнюю средиземноморскую программу своих туров два захода в Одесский порт наряду с Севастополем и Ялтой. В рамках двух 12-дневных круизов их посетит лайнер Crystal Serenity. По мнению руководства компании, украинские порты интересны прежде всего своим историко-культурным достоянием. "Украинские порты на Черном море богаты своей историей и архитектурными памятниками. Именно поэтому вызывают такой интерес у туристов", - отметил вице-президент компании Crystal Cruises Билл Смит.
Интерес к украинским морехозяйственным комплексам проявили китайские компании, предложив инвестирование Одесского и Ильичевского морских торговых портов.
- Учитывая, что сегодня эти порты не полностью отвечают всем мировым требованиям для осуществления крупных контейнерных перевозок, в отличие от нашего ближайшего конкурента в черноморском бассейне - румынского порта Констанца, они являются возможными объектами инвестирования с китайской стороны, - сообщил заместитель директора Государственного центра содействия иностранному инвестированию InvestUkraine Максим Иванов, - иностранные инвесторы заинтересованы в развитии украинских морских портов и их инфраструктуры. Для китайцев возможными сферами инвестирования также являются сельское хозяйство, строительство и инфраструктурные проекты в рамках Евро- 2012.
Достижения и успехи портов напрямую связаны с перевозкой ж/д транспортом, автомобильными грузопотоками, которые тоже возросли по сравнению с прошлым годом. Так что ни суровая погода, ни экономический кризис не смогли вывести из строя морские предприятия Одесской области.
Инна ИЩУК.