Номер 12 (908), 4.04.2008
В совете ветеранов ЧМП многолюдно. Каждую среду здесь собираются люди, чтобы обсудить новости, почитать газету, попить чайку, получить поддержку совета. Здесь устраивают шахматные турниры, делятся мнениями о событиях и продолжают отстаивать право ЧМП на дальнейшее развитие.
Василий Иванович Соколов, бывший главный инженер ЧМП, а ныне заместитель председателя совета ветеранов.
- Мы поддерживаем наше родное пароходство, - говорит Василий Иванович, - теперь уже не дадим его в обиду. Тогда мы поверили руководству. А надо было вставать на защиту и отстаивать свои права.
Сегодня у ЧМП три парохода. И множество дел о незаконной продаже судов лежит в прокуратуре и ожидает рассмотрения. При Советском Союзе в ЧМП было 50 пассажирских судов! Это лайнеры "Тарас Шевченко", "Латвия", "Литва", "Колхида", "Федор Достоевский", "Максим Горький" и многие другие. Их якобы отдали в аренду и забыли забрать. 186 судов наглым образом украли. К этому приложили руку киевские власти совместно с одесскими. Многие суда продали в Белоруссию и другие страны. Там их отремонтировали, перекрасили и они снова работают. А ЧМП осталось без судов. После 150 лет успешного существования!
- Мы надеемся, что удастся возродить и восстановить былую славу нашего пароходства и будем отстаивать все, что у нас осталось, - говорит Василий Иванович. - В нашем совете ветеранов состоит 1950 человек. Во многом нам помогает федерация, спонсоры. Больным выделяет по 50 гривен на лекарства. К праздникам Святого Николая, Дню Победы дают продуктовые наборы. Бесплатно угощаем чаем с печеньем. Всегда накормим любого моряка, вернувшегося из рейса.
Василий Иванович Соколов в море с 1946 года. Первая морская профессия - кочегар на пароходе. Бросать в топку уголь - дело хитрое, если нет опыта, не попадете в топку. Это умение "шевелить уголь" пригодилось в дальнейшем. В 1949 году закончил высшее мореходное училище и отправился в рейс на теплоходе "Тимирязев" третьим механиком. На его борту было 30 кочегаров.
- А ну-ка, механик, - предложил один из кочегаров, - покажи свое умение.
Каково же было их удивление, когда новичок справился с заданием, показав, что "умеет шевелить". Это сразу подняло авторитет в глазах экипажа корабля. Вот ведь ученый, а с кочегарской работой справляется.
В 27 лет Василий Иванович уже был стармехом. Причем досрочно. Нужен был определенный стаж для назначения на эту должность. Но он работал в Украине, в Грузии на больших судах. Поэтому был назначен стармехом на год досрочно. Правда, сначала на буксире. Потом перешел на танкер "Казбек". Плавал на многих судах по всему миру, работал наставником в ЧМП.
- Говорят, сегодня все аварии случаются потому, что стармехи управляют кораблем, - поддеваю я Соколова.
- Я отвечу на это так, - быстро парирует Василий Иванович. - Поспорили раз капитан и стармех. "Что ты все на мостике стоишь, только и делаешь, что смотришь на море", - говорит стармех. "А ты что делаешь? В машине и так все крутится", - сказал капитан. И решили они поменяться местами. Спустился капитан в машинное отделение. А пароход стоит. Капитан звонит: "Слушай, я не могу запустить твою машину" А стармех ему: "А мы уже на мели".
Все аварии происходят из-за неграмотности. В Советском Союзе были очень хорошие кадры. Ребята учились на совесть. Сейчас отметки получают за деньги. Нет того контроля, который был раньше. У нас были инструкции, планы, проверки. В пароходстве работал наставник, который проверял человека, насколько он готов, что понимает, прежде чем идти на стармеха. Мы должны были каждый год предъявлять регистру состояние котла, главного двигателя, проводились испытания брашпиля, чтобы поднять якорь. Сейчас этого нет. Суда старые. Для грузоотправителя главное - нажить побольше денег, выжать все возможное из судна и экипажа. Поэтому так много случается аварий. Дело в самом подходе. Посмотрите на подфлажников - работал маляром, идет на судно мотористом. А потом мы спрашиваем, кто же виноват. Рядовой состав должен быть соответственно обучен. А капитан-наставник всегда может подсказать, посоветовать, обучить.
На капитана и стармеха возлагалась основная ответственность за судно и экипаж. Они поддерживали психологический климат в команде.
- У меня всегда была дисциплина, - отмечает Василий Иванович, - все знали, что если я ругаю, то не напрасно. Когда все знаешь, то и дисциплина будет. К пьяницам была аллергия. Знаешь, что этот человек подведет. Поэтому приходилось выгонять. А команда была дружная.
Чтобы поддерживать боевой дух в коллективе, на судне часто устраивались спортивные состязания.
- Однажды рядовые перетягивали канат, - вспоминает Василий Иванович, - было две команды - машины и палубы. С утра по радио по громкоговорящей связи объявляли, что лучшие атлеты судна соревнуются с машинной командой, и они их разгромят на раз. Но когда был дан старт, машина схватила палубу и потащила. Стармех и капитан в состязании участвовать не имели права. Но капитан не удержался и ухватился за канат, желая спасти свою команду от поражения. И все равно машина победила.
Благодаря занятию спортом морская жизнь была более разнообразная. На судне сформировалась футбольная команда, которая тренировалась во время рейса. А в порту вызывала на бой местную команду.
- Был такой интересный случай. Зашли мы на танкере в нефтегавань в Чивитавеккья. Вызвали местную футбольную команду. Формы у нас не было, вместо кроссовок рабочие ботинки. По игре итальянцы переигрывали нас 2:1. И вот наш нападающий матрос прорвался к воротам соперника и хотел ударить по мячу. Но ботинок сорвался с его ноги и вместо мяча полетел в ворота. Вратарь кинулся за ним. А матрос в это время взял и забил гол. Итальянцы в крик, дескать, обманули. Получился целый скандал. Но тем не менее судья отстоял, и гол признали.
В совете ветеранов ЧМП старики листают подшивки газет. Сейчас другое время, другие нравы. Но то, что было, это наша история. И, возможно, многое следует возродить, вспомнить и вернуть, чтобы наша держава снова стала сильной и достойной уважения.
Инна ИЩУК.
Фото автора.