Номер 08 (855), 02.03.2007
По первой своей профессии Игорь Николаевич Покровский музыкант, скрипач. Но попроси его сейчас сыграть что-нибудь на скрипке, скорее всего, улыбнется, отшутится. И хотя музыка его не оставляла никогда, но уже без малого тридцать лет главное занятие журналистика. Недавно создателю и руководителю известных телеканалов "ТА-Одесса" и "Новая Одесса" было присвоено звание "Заслуженный журналист Украины". Что и стало поводом для нашей встречи.
"МЫ НАЧИНАЛИ С КВН"
Начало было так далеко это понятно. А вот был ли робок первый интерес?
Все началось с КВНа. Это тот жанр, который дает возможность себя во всем попробовать, в том числе и в журналистике. Непосредственно же в эту профессию меня привел мой товарищ по консерватории и КВНу Георгий Голубенко, ныне известный драматург и писатель. Он тогда вместе с другим известным КВН-щиком, Леонидом Сущенко, работал на областной студии телевидения и предложил мне попробовать себя сперва в качестве нештатного автора, а потом и перейти в штат. Так в конце 1970-х я стал редактором музыкальных программ Одесского облтелерадиокомитета.
Робости никогда не ощущал школа КВНа. Как сейчас помню, первым моим телеопусом была программа "Посторонним вход разрешен". Это был конкурс музыкальных семей, который мы снимали в ресторане "Киев" вместе с режиссером Нелли Ополайко. Для тогдашнего телевидения передача необычная, поскольку творческое соревнование семейных ансамблей сочеталось у нас с зарисовками об интересных людях. Меня за эту передачу очень хвалили, потому что она была идеологически выдержанной (большинство ее участников сельские жители), но вместе с тем интересной, яркой, нестандартной. Однако снимать ее было сложно, требовалось немало средств, потому и прошла программа всего несколько раз...
Было "брать пример с кого"?
В ту пору на телестудии работали очень хорошие журналисты Лариса Шумакова, Анатолий Довгонос... Огромное влияние на мое становление оказал Георгий Черняков: у него был огромный опыт, и он говорил мне правду о моих работах... Так я дорос до старшего редактора.
БЫЛА ОДЕССА "ТА", СТАЛА "НОВАЯ"
Затем началась перестройка, гласность. Я пошел к Петру Алексеевичу Заричанскому, который возглавлял облтелерадиокомитет и предложил создать хозрасчетное творческое объединение. Не хотелось зависеть от бюджетных денег, что влекло за собой цензуру и прочие прелести. Я организовал телеобъединение "ТА Одесса", программы которого выходили на 7-м канале. Появились свои передачи "Телефончик", "Перекресток", "ОГО" и др. Но потом пришли новые люди, с которыми я не нашел общий язык, и в 1996 году буквально в одночасье ушел с телевидения.
Но ведь известно, что телевидение "наркотик", уйти из него добровольно практически невозможно, разве что вынесут...
Нет, я ушел по доброй воле, но, конечно, порывать с ТВ не собирался. Снял одну комнату и начал создавать телекомпанию "Новая Одесса". Кредитов тогда не выдавали, и я пошел к своему товарищу. Он спросил, сколько мне нужно денег. Я назвал сумму. Он ужаснулся, но деньги дал. На эти деньги я купил необходимую аппаратуру и стал работать как компания "продакшн", т.е. производить программы на продажу.
Парадокс, но сам я при этом очень боялся эфира.
Ну, это уж точно парадокс. Эфир для телевизионщика что сцена для актера...
Я к выходу на люди отношусь очень ответственно, Мне кажется, для того, чтобы выходить на телеэкран и делиться с людьми какими-то своими мыслями, нужно иметь очень веские на то основания... Но это к слову.
Затем моя телебиография продолжилась на канале "Интер": "Новая Одесса" вещала там согласно лицензии с 11 до 13 часов.
Не прай-тайм, прямо скажем...
В наш успех мало кто верил. Всегда считалось, что для центрального канала это время нерентабельно. Но мне удалось доказать, что и такое время может быть рентабельным, в результате чего я его ... лишился. Долго судился с "Интером", выиграл пять или шесть судов, но все это было бессмысленно. Я даже на одной из пресс-конференций обратился лично к президенту Кучме, который ответил, что, дескать, да, судебные решения должны исполняться. Но, понятно, никто этого делать не собирался. А четыре года назад я получил лицензию на 38-м канале, где мы теперь выходим с пяти вечера до пяти утра.
Жалоб на судьбу нет? Все-таки метровый и дециметровый каналы, как говаривал незабвенный товарищ Скалозуб "дистанции огромного размера"...
Наоборот, где-то я даже благодарен судьбе за такой поворот Метровые каналы легко принимаются, а вот дециметровые зрителю приходится специально искать, и чтобы он захотел это сделать, нужно проявлять максимум фантазии, изобретательности, гораздо серьезнее относиться к своим программам. В общем, это стимулирует поиск.
Вот интересно: а кто те люди, которые специально ищут вечерами 38-й канал? Вы имеете об этом представление?
Обычно считается, что телевидение работает для всех. Когда я работал на госТВ, у нас были специальные папки со сценариями передач, на которых было указано: "для рабочего класса", "для крестьянства", "для всех". Но в разное время один и тот же канал смотрят совершенно разные люди, и это надо учитывать. По тем мониторингам, которые у нас есть, сегодня "Новую Одессу" смотрят, в первую очередь, безработные и руководители бизнес-структур.
Ничего себе сочетание! А что же у них общего?!
Как ни странно, но схожи ожидания и запросы. Дело в том, что в фильмах, которые мы показываем, нет насилия, крови, жестокости это принципиальный наш подход. Такие фильмы людям смотреть приятно. Как я понимаю, бизнесмены хотят просто отдохнуть от того, что видят вокруг себя, а безработные, обиженные на судьбу, хотят хоть где-то увидеть свет в конце тоннеля.
"ОДЕССА ГОТОВИТ ОБЕД" ПО "МИРОВЫМ РЕЦЕПТАМ БУРДЫ"
Но не фильмами же едиными жив телеканал...
Мы и программы соответствующие делаем. Появились у нас свои "Новости дня".
Кстати, кому пришла в голову идея использовать в "Новостях" заставку советских времен?
История, скажем так, умалчивает. Но телевидение тем и отличается, что тут нужно постоянно пробовать, искать.
Начиная какой-либо проект, можно ли в принципе просчитать его успешность?
Честно говоря, я плохой "счетчик". Просто я анализирую телеситуацию, и если понимаю, что есть некая ниша и она пуста, то стремлюсь ее занять. Вот сегодня, к примеру, пуста ниша детских программ, хороших, ясных правовых программ.
И какие же ниши вам удалось заполнить?
Если вспомнить самое начало нашей компании, то, прежде всего, надо назвать "ОГО Одесса готовит обед" это такое базарное шоу, лубок. Когда-то вместе с Бурдой мы придумали программу "Мировые рецепты Бориса Бурды".
Кстати, а как это случилось? Ведь, насколько я помню, именно с этой программы началась великая слава Бурды-кулинара...
Мы много лет с Борисом знакомы, но я долгое время не знал, что он, помимо прочих своих дарований, еще и большой специалист в области кулинарии. Мы с ним как-то разговорились, он начал рассказывать о еде, как он готовит. Борис замечателен тем, что если он чем-то занимается, то занимается этим до фанатизма, изучает вопрос досконально, знает такую массу сведений, каких не знает никто другой. Потому нетрудно было предположить, что наверняка у него в голове хранится масса сведений и о кухне разных народов.
Я начал копать, и выяснилось, что Борис не только многое знает о еде, но и любит готовить. А это очень важно, потому что телевидение такая штука, что если человек, рассказывающий о кулинарии, не сумеет передать вкус пищи, то передача не получится. Вот я предложил Бурде делать такую программу, чем мы и занимались несколько лет, пока Борису не предложили выходить с аналогичной передачей на "Интере".
И не было обидно: ведь ушел самый популярный из ваших телеперсонажей, да еще к конкурентам?
Я же понимал, что на "Интере" совсем другие деньги. А с Борисом мы никаких контрактов не заключали, у нас все держалось на джентльменском соглашении, и я, понятное дело, согласился.
Если возможно, проясните такую деталь: давно уже ходят слухи, что на самом деле готовит не Бурда, а профессиональные повара...
Чепуха! Борис готовит сам, а съемочная группа потом не без удовольствия все это съедает.
Еще одна этапная наша программа "Мастер Гамбс". Это был самый настоящий прорыв на одесском ТВ. Родилась она так. Как-то мы с Витасом Браздейкисом, в то время советником губернатора Гриневецкого, встретились на банкете. Как раз в то время в Одессе в очередной раз собирались проводить кинофестиваль. Меня такие попытки всегда удивляли: какой кинофестиваль может быть в стране, где кинопроизводство "на нуле"?! А вот юмор Одессе как-то ближе. Вот мы с Витасом завели беседу, что в нашем городе не хватает хорошего литературного юмора. И возникла идея сделать такой фестиваль. Эта программа имела огромный успех: она сразу вышла на НТВ, на других российских каналах...
И где же она сейчас?
Тогда идею поддержал Сергей Рафаилович Гриневецкий. Если бы не он, фестиваля не было бы. Как нет его сейчас.. Четыре фестиваля прошло, а пятого нет. Потому что нет губернатора Гриневецкого.
А "Новые одесские рассказы" как возникли?
Появились они странно. Георгий Андреевич Голубенко любит в застолье рассказывать смешные истории. И блестяще это делает. Вот я ему однажды предложил: "Начни писать рассказы". Он написал, мы их записали на видеокамеру, получилось интересно. Передача пошла в эфир, Георгий Андреевич вошел во вкус, начал писать дальше. Потом уже Левинзон стал записывать эти рассказы, они выходили на "Интере". Однако поменялось время юмора. В атаку пошел "Комеди клаб", а это серьезно. Эта программа будет доминировать, как минимум, года полтора-два. Потом, она, правда, исчезнет с телеэкранов. Останется, конечно, на корпоративных вечеринках, в ночных клубах. Но с телевидения уйдет.
На чем основаны ваши прогнозы? Ведь сейчас у "Комеди клаба" такая бешеная популярность: говорят, что в мире уже сотня таких клубов.
Юмор больно примитивный. Одни и те же образы, одни и те же посылы, все ниже пояса, Такой юмор долго не может существовать, он должен быстро приесться публике.
А не говорит ли, простите, в вас возраст?
Возраст как раз говорит мне, что "Комеди клаб" это хорошо! Потому что я все-таки должен быть в первую очередь профессионалом в своем деле, и если какие-либо программы вызывают у публики восторг, если эти программы имеют самые высокие рейтинги, то как я могу быть против?! Нравится или не нравится это лично мне дело десятое. Это никого не волнует, и меня как телевизионщика в первую очередь. Если людям на завтрак или на ужин надо подавать такое блюдо нет проблем, мы его приготовим и подадим.
"АМБИЦИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СТОЛИЧНЫМИ"
Сегодня только ленивый не охаивает телевидение, а местное и подавно. В чем же состоят проблемы одесского ТВ?
Скажу откровенно, ТВ сегодня очень четко распределено по людям, которые стоят за тем или другим каналом. И это многое решает. Потому что хозяина канала в первую очередь интересует решение политических задач. К сожалению, наши бизнесмены еще не дошли до понимания того, что лучшая реклама себя любимого это ее отсутствие. Потому сегодня на наших каналах множество программ, где реклама просто бьет в нос. Катастрофически не хватает креатива. Я с гордостью могу сказать, что все программы, идущие на "Новой Одессе", придумали или я, или мой заместитель Виктор Явник, или Наталья Хохлова, или молодые ребята, которые сейчас приходят к нам.
Итак, кто виноват, мы выяснили. Остается не менее вечная тема: что делать?
Выход из ситуации время и то, что называется взращиванием талантов. Молодым ребятам надо создавать условия. Я для себя так определил "Новую Одессу": местный канал со столичными амбициями. Уровень во всем должен быть столичный, но каналы должны быть одесскими по форме и по сути. Смешно ведь, когда в местном эфире рассказывают о событиях в Украине, не прибавляя к этому ничего своего.
В принципе, на одесском ТВ есть все, чтобы выйти на качественно новый уровень. Есть телевизионный комплекс на 3-й станции Фонтана. Есть несколько небольших студий у других каналов....
А есть ли у нас телесообщество?
Нет, и это очень плохо, потому что телевизионщики разобщены. Было бы неплохо создать некий телесоюз. Но когда проявляешь такую инициативу, начинают подозревать тебя в том, что у тебя какие-то особые интересы. А фамилия Покровский сегодня вызывает особое отношение...
Почему?
Просто мне удалось избежать откровенной заангажированности. Помню, когда вышла передача "Мужской разговор" с Гурвицем (тогда еще шло судебное разбирательство, и Гурвиц не был мэром), то буквально через полминуты после ее окончания посыпались звонки.
Одни выражали соболезнование, другие восхищались моим героизмом. А когда решение судом было принято, то говорили: "Ну вот, теперь ты на коне". А на самом деле "Мужской разговор" это моя авторская программа, мне очень важен ее рейтинг, и, конечно, появление в то время Гурвица сразу подняло рейтинг передачи на небывалую высоту. Кстати, горжусь тем, что я практически единственный директор телекомпании, который постоянно находится в прямом эфире, имеет свою авторскую программу.
Игорь Николаевич, скажите честно, получение звания прибавило вам недоброжелателей?
Честно говоря, у меня просто нет времени об этом думать. Мне уже 60, а так хочется еще многое сделать на ТВ. Мне так интересно работать! Я счастливый человек: я люблю свою специальность, мне до сих пор снятся телевизионные сны. Я могу ночью встать и записать то, что мне пришло в голову...
Но люди разные есть. Когда стало известно, что я получил звание, позвонил один коллега: "Поздравляю лучшего журналиста Украины". Я ответил: "Спасибо большое. Верю, что это искренне". Человек положил трубку...
Беседу вел Александр ГАЛЯС.