Номер 06 (802), 16.02.2006
К 85-летию со дня рождения Оскара Борисовича Фельцмана
Эти слова из пожалуй самой популярной песни о космонавтах в еще недавние годы звучали в эфире чуть не ежедневно. Как, скажем, "Ландыши" и ныне повторяемые, ставшие в Германии шлягером ("Карл-Маркс-Штадт", "Карл-Маркс-Штадт" пели немцы на полюбившуюся мелодию).
Автору названных и множества других прекрасных песен композитору О.Б. Фельцману в эти дни исполняется 85!
Сведения о нашем земляке можно почерпнуть из многих изданий от "Советского энциклопедического словаря" до, естественно, "Музыкальной энциклопедии": "Фельцман Оскар Борисович (род. в 1921 г.), советский композитор, народный артист РСФСР, народный артист Дагестанской АССР, заслуженный деятель искусств. Симфонические произведения, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. Автор 12-ти музыкальных комедий, мюзиклов, оперетт и песен, среди которых в 50-70 годы были очень популярными "Черное море мое", "Ландыши", "Мой Вася", "Ходит песенка по кругу". "Венок Дуная", "Огромное небо", "Фронтовики, наденьте ордена", "Баллада о знамени", "Баллада о красках", "Мир дому твоему" и др.
Он родился в Одессе, жил в доме на Малой Арнаутской, 46. В нашем доме (до октябрьского переворота владельцем здания был мой прадедушка). Одесситам старшего поколения отец будущего композитора Борис Осипович Фельцман был хорошо известен. Хирург, крупный специалист в области костного туберкулеза, интеллигент старой формации и незаурядный пианист.
Не будучи профессиональным музыкантом, вспоминала недавно ушедшая от нас первый преподаватель Оскара Фельцмана Аннета Петровна Бычач, Борис Осипович выступал с концертами, исполнял на высоком уровне сложнейшие произведения, в том числе труднейшую симинорную сонату Листа. Он не особенно одобрял музыкальные наклонности сына, хотел видеть Оскара хирургом.
Однако в 1933 году Оскар поступил в только открывшуюся при консерватории музыкальную школу, где я, совсем молодой педагог, была заместителем директора по учебной части (с 1936-го заведовала фортепианным классом). Художественным руководителем школы, в дальнейшем названной его именем, был профессор П.С. Столярский.
Оскар прошел десятилетнюю музыкальную программу за пять лет, поскольку пришел профессионально подготовленным (общее образование давала средняя школа). С 1937 года Оскар принимает участие в академконцертах. Особенно удачным было последнее выступление, он играл концерт Рахманинова фа диез минор № 1. Я сопровождала партию оркестра на втором фортепиано.
Как же в таком случае относиться к высказываниям его отца? Помню, в послевоенные годы, бывая у нас в гостях, Борис Осипович говаривал: "Что Оскар! Вот внук Вовка настоящий талант!" Между тем, Оскар Борисович тогда уже был признанным мастером.
Действительно, Оскар не проявлял должного рвения, усидчивости, присущих пианисту-исполнителю, дарование его сказалось в области сочинительства. В 1938 году по моему совету он поступил на композиторский факультет Московской консерватории.
Позволю прервать Аннету Петровну и прошу рассказать об Оскаре Борисовиче свою мать, поскольку весь период его одесской жизни прошел у нее на глазах.
Оскар постоянно бывал у нас, любил играть на нашем концертном "Блютнере" с дополнительной октавой, предпочитая его стоящим в их квартире двум роялям. Я ведь старше на пять лет и потому училась в другой музыкальной школе (школы Столярского еще не существовало). В одном классе с Эмилем Гилельсом.
В послевоенные годы, продолжила А.П. Бычач, Оскар приезжал в Одессу (был он на родине и в 2001-м, когда отмечал свое 80-летие. Ф.К.). Присутствовал на премьере в нашем городе своей оперетты "Старые дома". Был на фестивале имени Давида Ойстраха, привез много песен на еврейские темы, выступал в концерте, сам пел. Посетил могилу профессора Рейнгбальд, воспитавшей его. Я тоже училась у Берты Михайловны. В книге "Одесская консерватория. Забытые имена, новые страницы" помещена моя статья о Б.М. Рейнгбальд. Мы с Оскаром сфотографировались вместе. Он говорил, как тоскует по Одессе, любит родной город. Рассказывал о встречах в Нью-Йорке с проживающий там сыном Владимиром, видным музыкантом-исполнителем и дирижером, концертирующем в разных странах, почти ежегодно бывающем в Москве.
Кто лучше расскажет об оперетте? Конечно же, примадонна!
С момента первой постановки в Одессе и многие-многие годы я играла в "Старых домах" Елизавету Семеновну, говорит заслуженная артистка Украины Евгения Михайловна Дембская. Прекрасный спектакль о жизни Одессы, написанный со знанием местной атмосферы, колорита, проникнутый большой любовью к людям. Оскар Борисович, как и многие другие композиторы, актеры, режиссеры бывали у меня дома.
Спрашиваю и о других опереттах Фельцмана. Оказывается, "Шумит Средиземное море" (с участием Е.М. Дембской) ставили еще во Львове. Шла и "Дочь фельдмаршала" сюжет о Суворове, "Пусть играет гитара", "Чужая дочь", "Донна Люция" и др.
Беседуя тогда с А.П. Бычач, я не мог не спросить:
Аннета Петровна, слышал, что Леонид Броневой приходится вам племянником?
К тому же музыкально одаренным. Он прекрасно играет на фортепиано, поет. Поэтому неудивительно, что в "Покровских воротах" "Мюллер" солирует на пианино, распевает музыкальные фельетоны. Но, мы отклонились от темы.
"На пыльных тропинках
Далеких планет
Останутся наши следы!"
пел весь советский народ песню Оскара Фельцмана, слова из которой вынесены в заголовок. Не разделяем оптимизма относительно следов космических, но Оскар Борисович свой след оставил. Его песни вехи истории. И если мы вспоминаем прошлое с теплотой, то в значительной мере благодаря хорошим песням. Ждем от юбиляра новых душевных и радостных.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.