Номер 06 (802), 16.02.2006

К 85-летию со дня рождения Оскара Борисовича Фельцмана

"Я ВЕРЮ, ДРУЗЬЯ..."

Эти слова из пожалуй самой популярной песни о космонавтах в еще недавние годы звучали в эфире чуть не ежедневно. Как, скажем, "Ландыши" – и ныне повторяемые, ставшие в Германии шлягером ("Карл-Маркс-Штадт", "Карл-Маркс-Штадт" пели немцы на полюбившуюся мелодию).

Автору названных и множества других прекрасных песен композитору О.Б. Фельцману в эти дни исполняется 85!

Сведения о нашем земляке можно почерпнуть из многих изданий – от "Советского энциклопедического словаря" до, естественно, "Музыкальной энциклопедии": "Фельцман Оскар Борисович (род. в 1921 г.), советский композитор, народный артист РСФСР, народный артист Дагестанской АССР, заслуженный деятель искусств. Симфонические произведения, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. Автор 12-ти музыкальных комедий, мюзиклов, оперетт и песен, среди которых в 50-70 годы были очень популярными "Черное море мое", "Ландыши", "Мой Вася", "Ходит песенка по кругу". "Венок Дуная", "Огромное небо", "Фронтовики, наденьте ордена", "Баллада о знамени", "Баллада о красках", "Мир дому твоему" и др.

Он родился в Одессе, жил в доме на Малой Арнаутской, 46. В нашем доме (до октябрьского переворота владельцем здания был мой прадедушка). Одесситам старшего поколения отец будущего композитора Борис Осипович Фельцман был хорошо известен. Хирург, крупный специалист в области костного туберкулеза, интеллигент старой формации и незаурядный пианист.

— Не будучи профессиональным музыкантом, – вспоминала недавно ушедшая от нас первый преподаватель Оскара Фельцмана Аннета Петровна Бычач, – Борис Осипович выступал с концертами, исполнял на высоком уровне сложнейшие произведения, в том числе труднейшую симинорную сонату Листа. Он не особенно одобрял музыкальные наклонности сына, хотел видеть Оскара хирургом.

Однако в 1933 году Оскар поступил в только открывшуюся при консерватории музыкальную школу, где я, совсем молодой педагог, была заместителем директора по учебной части (с 1936-го заведовала фортепианным классом). Художественным руководителем школы, в дальнейшем названной его именем, был профессор П.С. Столярский.

Оскар прошел десятилетнюю музыкальную программу за пять лет, поскольку пришел профессионально подготовленным (общее образование давала средняя школа). С 1937 года Оскар принимает участие в академконцертах. Особенно удачным было последнее выступление, он играл концерт Рахманинова фа диез минор № 1. Я сопровождала партию оркестра на втором фортепиано.

— Как же в таком случае относиться к высказываниям его отца? Помню, в послевоенные годы, бывая у нас в гостях, Борис Осипович говаривал: "Что Оскар! Вот внук Вовка – настоящий талант!" Между тем, Оскар Борисович тогда уже был признанным мастером.

— Действительно, Оскар не проявлял должного рвения, усидчивости, присущих пианисту-исполнителю, дарование его сказалось в области сочинительства. В 1938 году по моему совету он поступил на композиторский факультет Московской консерватории.

Позволю прервать Аннету Петровну и прошу рассказать об Оскаре Борисовиче свою мать, поскольку весь период его одесской жизни прошел у нее на глазах.

— Оскар постоянно бывал у нас, любил играть на нашем концертном "Блютнере" с дополнительной октавой, предпочитая его стоящим в их квартире двум роялям. Я ведь старше на пять лет и потому училась в другой музыкальной школе (школы Столярского еще не существовало). В одном классе с Эмилем Гилельсом.

— В послевоенные годы, – продолжила А.П. Бычач, – Оскар приезжал в Одессу (был он на родине и в 2001-м, когда отмечал свое 80-летие. – Ф.К.). Присутствовал на премьере в нашем городе своей оперетты "Старые дома". Был на фестивале имени Давида Ойстраха, привез много песен на еврейские темы, выступал в концерте, сам пел. Посетил могилу профессора Рейнгбальд, воспитавшей его. Я тоже училась у Берты Михайловны. В книге "Одесская консерватория. Забытые имена, новые страницы" помещена моя статья о Б.М. Рейнгбальд. Мы с Оскаром сфотографировались вместе. Он говорил, как тоскует по Одессе, любит родной город. Рассказывал о встречах в Нью-Йорке с проживающий там сыном Владимиром, видным музыкантом-исполнителем и дирижером, концертирующем в разных странах, почти ежегодно бывающем в Москве.

Кто лучше расскажет об оперетте? Конечно же, примадонна!

— С момента первой постановки в Одессе и многие-многие годы я играла в "Старых домах" Елизавету Семеновну, – говорит заслуженная артистка Украины Евгения Михайловна Дембская. – Прекрасный спектакль о жизни Одессы, написанный со знанием местной атмосферы, колорита, проникнутый большой любовью к людям. Оскар Борисович, как и многие другие композиторы, актеры, режиссеры бывали у меня дома.

Спрашиваю и о других опереттах Фельцмана. Оказывается, "Шумит Средиземное море" (с участием Е.М. Дембской) ставили еще во Львове. Шла и "Дочь фельдмаршала" – сюжет о Суворове, "Пусть играет гитара", "Чужая дочь", "Донна Люция" и др.

Беседуя тогда с А.П. Бычач, я не мог не спросить:

— Аннета Петровна, слышал, что Леонид Броневой приходится вам племянником?

— К тому же музыкально одаренным. Он прекрасно играет на фортепиано, поет. Поэтому неудивительно, что в "Покровских воротах" "Мюллер" солирует на пианино, распевает музыкальные фельетоны. Но, мы отклонились от темы.

"На пыльных тропинках
Далеких планет
Останутся наши следы!" –

пел весь советский народ песню Оскара Фельцмана, слова из которой вынесены в заголовок. Не разделяем оптимизма относительно следов космических, но Оскар Борисович свой след оставил. Его песни – вехи истории. И если мы вспоминаем прошлое с теплотой, то в значительной мере благодаря хорошим песням. Ждем от юбиляра новых – душевных и радостных.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.