Номер 04 (1348), 10.02.2017
Здесь не принято говорить о погоде, а тем более жаловаться на нее. Суровый край, частично расположенный за Полярным кругом, веками довольствовался скудным дарами природы.
При этом даже зимой море здесь не замерзает. Мощное теплое течение Гольфстрим выполняет функции удивительной отопительной системы. Так ветры из Арктики и дыхание Гольфстрима делают погоду в Норвегии переменчивой. Сами норвежцы в таких случаях говорят: не нравится погода? Подожди 15 минут.
Кстати, любителям географии напомню, что именно в Норвегии находится самая северная точка Европы - мыс Нордкамп. По сути, обычная скала, каких здесь множество по всему побережью. Очевидцы утверждают, что в ясную погоду с мыса видны ледники Арктики. В этой стране все напоминает о холодных широтах. Хмурое небо, скудная растительность на побережье, скалы многочисленных фьордов. Не зря ведь в переводе Норвегия означает - путь на север.
Впрочем, нас интересовала не заполярная, а южная часть страны. Именно там, на берегах давно обжитого Осло-фьорда, раскинулась столица. Вместе с пригородами она собрала больше полутора миллионов жителей (порядка 30 % населения 5-миллионной державы). Но об Осло и судьбах страны поговорим позже. Ибо первым делом нам хотелось увидеть самое, пожалуй, необычное собрание произведений одного автора, известное во всем мире...
Творение всей жизни
Строения аскетичного центра города проносились за окном нашего автобуса, не цепляя. Мы были в предвкушении встречи со знаменитым парком скульптур Густава Вигелана. От тех, кто бывал здесь прежде, я слышал, что, мол, зрелище незабываемое. Очень не хотелось разочароваться.
Ворота в парк, отделанные ящерицами, похожими на драконов, прошли без восторга. Но дальше началась магия творчества великого скульптора. Кстати, неподалеку от ворот стоит памятник самому Вигелану. Естественная дань памяти и уважения гению. Потом идут зеленые лужайки, за которыми начинается мост. И вот здесь уже невозможно остаться равнодушным, даже если вам не очень импонирует стилистика автора. На гранитных парапетах по обе стороны моста установлены 58 бронзовых статуй. Каждая повествует о людских взаимоотношениях. Вот отец играет с ребенком. Вот сын беседует со старым отцом. Вот пара влюбленных. А здесь - мать и дитя. И так далее во всех мыслимых вариациях.
Если вам приходилось видеть работы французского скульптора Родена, легче будет представить манеру исполнения вигелановых фигур. И это объяснимо. Вигелан считал себя учеником Родена. Родившийся в сельской глубинке, Густав видел, как работает его отец - резчик по дереву. Это и он освоил. Но хотелось стать скульптором. Откуда у парня взялась эта блажь - неизвестно. Но есть факты. Юноша сначала перебирается в Кристианию (так тогда назывался Осло), затем в Копенгаген (напомню, что в ХIХ веке Норвегия была под властью датских королей), а оттуда попадает на юг Европы. Там он и берет уроки мастерства у знаменитых ваятелей Италии и Франции. Вернувшись домой, молодой человек открывает собственную студию, получает первые заказы. Но венцом прозорливости Вигелана я считаю его легендарную сделку с городскими властями в 1902 году. Он отдал территорию своей студии под строительство новой библиотеки, а предоставили ему новую подальше от центра. Но главное - позволили наполнить скульптурами довольно невзрачный на то время городской парк. Обустроить его мастер мог по своему усмотрению. Хочу отметить, что на момент сделки Густаву было всего 33 года. Создается впечатление, что он сумел предвидеть собственную творческую судьбу на десятилетия вперед. Выходит, он уже тогда распланировал свою работу детально, философски осмыслив все, что позже воплотил в камне и бронзе. В итоге парк заполнился двумя сотнями (!) скульптур Вигелана. И ушла у него на это вся жизнь. Сорок лет жил он своим творением, обитал большей частью в новой студии, ставшей впоследствии музеем автора.
Дома с травой на крыше |
Вигелановский 14-метровый монолит |
Войны, революции, изменения в политическом строе страны, обретение Норвегией независимости - ничто не отразилось на планомерном воплощении грандиозного замысла в реальные произведения.
...Мы надолго задержались на мосту, рассматривая бронзовые изваяния. А за мостом нас ждал другой ансамбль. Фонтан, который называют Древо жизни, и ряд композиций, смысл которых показать единение человека с природой. Очень норвежский мотив, если учесть трепетное отношение местных жителей к окружающей среде. Вокруг фонтана желающие могут побродить по трехкилометровому лабиринту, запутанному, как наша жизнь...
Дальше ступени ведут к заметному издалека монолиту высотой больше 14 метров. Вокруг него - каменные клубки сплетенных тел. Сам монолит вмещает 120 тел, смысл переплетений которых трактуют по-разному. Можно считать это вечной борьбой за существование или стремлением ввысь - в духовном, творческом, житейском смысле. Как бы кто ни трактовал этот колосс, у его подножия невозможно не задуматься о смысле жизни. И, конечно, о фантастическом даре скульптора Густава Вигелана, оставившего потомкам этот непревзойденный ансамбль.
Мастер умер в 1943 году, когда Норвегия еще была под нацистами. После войны особо рьяные блюстители нравственности пытались обвинить старого мастера в пособничестве гитлеровцам. Слышались даже призывы убрать из парка его работы. Но что бы тогда осталось от этой территории? Кому она была бы интересна. Что же до сотрудничества с немцами, то оно по факту оказалось договоренностью о завершении Вигеланом начатого в начале века проекта...
Здесь определяют лауреатов Нобелевской премии мира |
На берегу Осло-фьорда |
Говоря откровенно, среди норвежцев не так уж много творческих личностей, получивших мировое признание. Да, были лауреаты Нобелевской премии по литературе Сигрид Унсет, Бьерн Бьернсон и Кнут Гамсун. Но куда более известны у нас драматург Генрик Ибсен и композитор Эдвард Григ. Оба, кстати, борцы за независимость своей родины, дождавшиеся этого счастливого дня и вскоре покинувшие наш мир.
В те же годы, что и Вигелан, творил другой северный гений. Художник-экспрессионист Эдвард Мунк оставил после себя множество росписей в разных строениях Осло, массу картин. Самая знаменитая из них - "Крик", умноженная миллионами репродукций и как бы демонстрирующая депрессивную безысходность суровой жизни северян.
Каждый из знаменитых норвежских творцов удостоен персонального музея в столице. Для любителей прекрасного найдется куда заглянуть.
(Окончание следует.)
Аркадий РЫБАК.
Фото автора.