Номер 42 (1531), 17.12.2020

"КУЛЬТ НЕСОВЕРШЕНСТВА" ОТ ЮЛИ КАТАН

Творческое пространство "Диалоги" (Соборная площадь, 2) открыло выставку "Культ Несовершенства", которая будет работать до конца декабря. Двадцатитрехлетняя художница Юля Катан к своей первой "персоналке" готовилась два года.


— Все это время я занималась самокопанием, общением с каждой работой, — призналась на вернисаже девушка. — Сейчас мои работы выходят к зрителю, это уже не моя собственность. Образно говоря, дети вышли из-под платья матери и отправились в мир... Красота познается не в сравнении, а многообразии. В способности выделить предмет из иных содержаний, чтобы созерцать его самость. Природа и время оставляют отметины, которые людям не всегда стоит ретушировать. "Культ Несовершенства" — это борьба с перфекционизмом в отношении людей. Я говорю об эмоциях и качествах, что разделяются на "хорошие" и "нежелательные". Мы имеем право быть агрессивными, неуверенными, какими угодно. Мы не заслуживаем порицания из-за того, что боимся или бесконечно копаемся в себе. Нет неправильных движений — все условно. Если мы делаем что-либо (и стыдимся неумелости), мы уже обладаем степенью умения, хотя бы потому, что все-таки это делаем. Я учусь этому взгляду посредством искусства.

Юля Катан родилась в Нижнем Новгороде, начала рисовать в три года, причем уже тогда привидения, ведьмы, гномы и пришельцы были главной темой ее рисунков. В Одессу семья переехала, когда девочке было шесть лет.

— Двор, где я живу со времен переезда, сильно на меня повлиял, — утверждает Юля. — Я много бродила наедине, и, если не ловила бабочек и жуков, то смотрела на стены: неровные поверхности, камень и облупившаяся краска обладают невероятной эстетикой — я и сейчас так считаю). Во дворе полно закоулков, он обставлен ржавыми, поросшими травой гаражами, между которых мы детьми прятались. Мы придумывали секретные места, рассказывали друг другу страшные истории нашего двора и боялись подвала, который оброс жуткими легендами. Многие мотивы картин тесно связаны с этим периодом детства.

Во времена средней и старшей школы много раз — в разном виде — мне в руки попадала история про Алису в Стране чудес. Идея о другом, абсурдном мире, населенным воображаемыми существами, оказалась предельно родной, и я стала развивать тему "параллельной вселенной". Сначала я иллюстрировала сцены из книги (самый любимый момент — это полет через кроличью нору). Потом я рисовала собственные кроличьи норы, и так постепенно перебралась в другую реальность.

После школы я поступила в художественное училище имени Грекова. За четыре года я почти не рисовала "для себя", многие из нас работали исключительно по учебным заданиям. Училище дало средний уровень, но я решила, что на этом академической учебы достаточно и дальше меня обучит практика. После окончания вернулась к иллюстрациям, чтобы нарабатывать свой стиль и визуальный язык. Я несу миру Принятие. Я стремлюсь говорить бесстрастно даже о самых болезненных темах. Говорю о страхах и комплексах в себе, и хочу, чтобы о них свободно говорили другие. Комплексы придают нам выпуклость, мы живы, пока переживаем. Хочу доносить людям, что они прекрасны вне зависимости от характера или положения в обществе. Многим из нас не хватает моментов, когда мы чувствуем себя классными.

Я ищу покоя в душе, такого, чтобы хватило на всех, кого повстречаю. Учусь растить любовь к себе, такую большую, чтобы хватило на целый мир. Я рассказываю о конфликтах с собой и с окружающими, выкладываю истории из жизни. Это двусторонний способ общения: я познаю себя, обустраивая воображаемый свет, и познаю других, в ком загорелся отклик.

Все, на что направлено наше внимание, оседает внутри, становясь частью нас. Мы слоями копим опыт, мыслями настраиваемся на определенную частоту. Плаваем в своих волнах. Чувствуем "место нашей мечты", ощущаем душевную погоду. Внутренний ландшафт бывает невыразимым и зыбким. Я ищу для него конкретную форму, эмоциям даю лица существ. Пусть картина подзовет к себе и спросит зрителя, не кажется ли ему знакомым антураж? Не навязываю единственно верную трактовку. Сюжет подстраивается под смотрящего, под его личную историю.

Все, о чем я рассказываю, исходит из подсознания. А оно неразрывно со сном. Сон — никогда не "просто сновидение". Это я, мои чувства, все, чем живу внутрь и наружу. Мир снов правдивый, как явь. В нем мне уютно. Там не работают перфекционизм и логика.

Виолетта СКЛЯР.

На фото Александра СИНЕЛЬНИКОВА:

картина "Абьюз"

(этот термин обозначает насилие — психологическое, физическое, сексуальное, экономическое и др. — над человеком).