Номер 31 (1520), 1.10.2020

"АФРОДИТА" С БУТЫЛОЧНЫМИ ВМЯТИНАМИ

В Художественном музее работает выставка известного одесского скульптора Михаила Ревы "Откровение / Revelation" под кураторством Марии Целоевой.


— Очень люблю наш уникальный город и рад представить горожанам эту выставку. На ней представлены разные периоды моего творчества, которые показывают, как с течением лет одна идея развивалась и трансформировалась в другую, — рассказал Михаил Рева.

Михаил Рева — автор множества скульптур, любимых одесситами и известных далеко за пределами города. "Двенадцатый стул" в Городском саду, фонтан в Греческом парке, колодец возле Воронцовской колоннады — лишь несколько его произведений, ставших визитками не только своего автора, но и самой Одессы. На выставке представлены более 40 скульптурных работ и графика Михаила Ревы разных лет. Ранние работы 1990-х включают иконы, которые он изготовил для культового фильма "Пустыня" Михаила Каца. Новейшие — созданы в этом году во время карантина в Мексике. Большой вернисаж в музее — своеобразное возвращение к истокам, ведь 25 лет назад первая персональная выставка Михаила Ревы состоялась именно здесь.

— Главная идея проекта — откровение, — рассказывает куратор Мария Целоева, — а откровение — это всегда событие. Это возможность проследить и сопоставить трансформацию творчества Михаила Ревы.

Это первая за пятнадцать лет большая выставка Михаила Ревы в Одессе: скульптура очень требовательна к условиям экспонирования, и до недавнего времени в Одессе не было площадок, на которых можно было бы показать такой проект. Михаил Рева вместе с меценатами установил в выставочных залах музея профессиональное освещение, которое позволяет продемонстрировать все нюансы скульптурных работ. Оно останется в музее после окончания выставки и расширит его выставочные возможности. Освещение переменное, чтобы зритель сосредотачивал внимание то на одной группе произведений, то на другой. Такого еще не было в нашем городе.

— Мне кажется, эта выставка показывает, что он в профессии уже ничего не боится, — делится своими впечатлениями вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский. — Шутя, Рева сказал о себе, что он баловень судьбы. Так это и не так. Ведь знаю Мишу все эти тридцать пять лет. Помню, что он, студент Мухинки, сделал приз для кинофестиваля "Золотой Дюк". Приз понравился. Приняли. Только деньги забыли уплатить... Путь в искусство был сложным. После школы — мореходка. Семейная профессия. Потом армия. После армии работа в худфонде. И лишь в 25 лет выбор пути — Рева поступает в Ленинграде в Академию имени Веры Мухиной. Заканчивает с Золотой медалью и получает стажировку на год в Италии. В Риме. А дальше все на наших глазах. Но это все монументальная скульптура. А Рева — трудоголик, и у него в мастерской были камерные вещи. И вот эта камерная скульптура из года в год менялась, избавлялась от повествовательности, становилась образной, раскрепощенной. В этом году свой день рождения в марте Миша задумал провести в Мексике. Неведомая страна с огромными художественными традициями. Но вмешалась в планы эпидемия. На три месяца Рева с женой застряли в Мексике. Кто-то впал бы в депрессию, в хандру. А Рева три месяца беспрерывно работал. Так возникла мексиканская серия скульптур, показанная на этой выставке. Заходишь в первый зал. Огромный стол. И на нем изысканные скульптуры, напоминающие знакомые блюда. Это все — завтрак третьего тысячелетия. Я бы сказал: отличный, но привычный Рева.

А потом второй и третий залы смотрятся, как какое-то четвертое, а то и пятое тысячелетие. Пришли новые материалы. Не только бронза, но и морские камни, ракушки, останки морских рыб. Все это придает скульптурам экологический характер. Ощущение вечности укрепляется прикосновением к Библии, к Ветхому и Новому Заветам. На меня большое впечатление произвела и икона из морских камней, и "Ковчег" при этой иконе... Конечно, все останавливаются у кроваво-красного сердца. Думаю, еще и потому, что оно пробито десятками кованых, настоящих гвоздей. Многие скульптуры — абстрактный поиск выразительных форм. Они свободны, как и сам художник. В центре зала — бронзовая скульптура, напоминающая букву неизвестного мне алфавита. И я вспомнил, что в памятнике на месте Первого городского кладбища Михаил Рева из букв пяти древних алфавитов создал декоративную композицию. И пришло осознание: художник говорит не только с нами, он посылает свои сигналы в будущее, он беседует с вечностью...

По словам скульптора, мексиканец, торгующий поделками, узнав его имя, тут же спросил: "Еврей?". И объяснил, что вся округа знает дона Мигеля Реву, уважаемого врача. Наверняка родственники! Стремление мастера делать цветы из ракушек, валяющихся под ногами, удивляло аборигенов и внушало уважение представителям бедного, но гордого мексиканского народа. Возвратившись в Одессу, мастер понял, что багаж в Париже серьезно пострадал, и если произведения еще подлежат восстановлению, то кисть из усиков лангуста — нет, усики просто рассыпались при перевозке... Отказываться от идеи такого красивого произведения не хотелось, и мексиканские друзья собрали для дона Мигеля новые усики — к счастью, они прибыли в Одессу без потерь. Теперь на выставке ожила метафора природы, которая движет кистью художника.

— Скульптура "Афродита" создана по образу статуэтки из Метрополитен-музея, эта статуэтка была найдена во Франции в пещерах 27 тысяч лет назад, — рассказал автор. — Древний скульптор изваял образ матери, и его работа выглядит вполне современно, утрированы объемы. Благодаря пышным бедрам фигура напоминает виноградную гроздь. Я сделал в скульптуре вмятины при помощи одноразовых пластиковых бутылок, это такие язвы на теле матери-Земли, а в руках у Афродиты раковина наутилус, символ гармонии, знак бесконечности, такой же, как и на новой айдентике Художественного музея... Человечеству пора одуматься; вид умирающих коралловых рифов и островов из мусора ужасен, я никогда этого не забуду.

Виолетта СКЛЯР.

Фото Александра СИНЕЛЬНИКОВА.