Номер 15 (1504), 11.06.2020

КАК ВАЖНО ВСЕ ДЕЛАТЬ ВОВРЕМЯ

"В Вашей газете я прочитала очень интересную статью о женщинах, которые изменили в Одессе культурную ситуацию. Меня особенно заинтересовала композитор Кармелла Цепколенко. Несколько лет назад я была в Одессе как раз тогда, когда проходил фестиваль "Два дня и две ночи новой музыки". Я не музыкант, и мне сложно было понять многие из прозвучавших произведений, но мне очень понравилась атмосфера этого фестиваля. Редко в наше время можно увидеть вместе столько людей, объединенных общим ощущением праздника, действительно увлеченных искусством. Тогда я узнала, что инициатор этого фестиваля Кармелла Цепколенко, и подошла к ней поблагодарить за то, что она организовала такое замечательное событие. Хотелось бы побольше узнать о Кармелле, о том, как рождался этот фестиваль, какие у нее планы. Я читала, что в этом году фестиваль перенесен на август, надеюсь, что мне удастся решить вопрос с отпуском на это время, и тогда я обязательно приеду в Одессу. Очень хочется снова окунуться в удивительную атмосферу чудесного праздника искусств.

Вероника Плотникова, Сумы".


О Кармелле Цепколенко говорят как о женщине, удивительным образом успевающей делать своевременно нужные и важные дела. Это касается и творчества, и быта, а много лет назад она, блестяще предсказывавшая будущее по картам, отказалась от ворожбы, к чему гадать о грядущем, когда столько нужно успеть? Трудно даже представить, насколько больно ей пережить тот факт, что из-за карантина в этом году Международный фестиваль современного искусства "Два дня и две ночи новой музыки" ("2Д2Н") провести вовремя, то есть, в апреле, не удалось. В итоге один из крупнейших форумов новой академической музыки в Украине состоится в конце лета.

Напомним, что на фестивале "2Д2Н" правят бал формы и жанры современного искусства, причем в уникальном формате, который невозможно поделить на концерты: музыканты выступают нон-стоп, с небольшим перерывом на сон. Душой фестиваля и магнитом, притягивающим в Одессу музыкантов со всего мира, является Кармелла. Рядом с ней, как и прежде, вся ее семья: муж, директор "2Д2Н" Александр Перепелица; сын, пианист и дирижер, руководитель ансамбля Senza Sforzando Александр Перепелица-младший; невестка, пианистка Марина Перепелица (Мохрякова). А двадцать шесть лет назад они начинали одесский фестиваль вместе с мужем, опровергая стереотипы о "заумности" и "ненужности" современной академической музыки в отечественных концертных залах.

Кармелла Цепколенко — профессор Одесской Национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой, заслуженный деятель искусств Украины. Авторская методика обучения в классе композиции от Кармеллы Семеновны носит название "Сценарная разработка музыкального материала" и состоит в возрастании роли формального замысла, ведь сегодня каждое новое произведение требует своей техники, своей формы. Кармелла любит напоминать, что и Моцарт в свое время писал новую музыку, а каждый начинающий композитор кому-нибудь да подражает. Сама она, признается, поначалу писала в стиле Глазунова. Высокий образец, но следовать ему всю жизнь было бы неразумно. Другой классик, Верди, утверждал, что в музыке есть два пути — или идти впереди и тянуть за собой, или идти сзади. Выбор Кармеллы очевиден! Дело не только в том, что в новой музыке существуют свои тенденции, например, поиск интересных звуковых эффектов, когда музыкант водит смычком по вибрафону, по металлу, такое звукоизвлечение характерно для второй половины XX века. Игру на струнах рояля пианисты осуществляют при помощи специальных насадок, которые надеваются на пальцы музыканта, или шариков и палочек. Однажды на фестивале аккордеонист из Ганновера Роман Юсипей даже исполнял авторскую пьесу, где прописал игру смычком на спинке стула со всеми специфическими штрихами, вплоть до "сальтандо"! Свой фестиваль в форме мега-симфонии, которая разворачивается в своем действии целых 48 часов, Кармелла сочиняет, привлекая элементы театрализации, инсталляции, хепенинги, современную хореографию, живопись, создающуюся на глазах слушателей.

— Вообще нужно сказать, что театральность присуща практически всем моим произведениям, а самой большой своей авторской гипер-структурой считаю фестиваль, — говорит Кармелла. — В каждом из них пытаюсь воплотить свое видение мира, понимание и ощущение будущего, если хотите, собственную философию, пытаюсь объединить мировую современную музыку (ведь в каждом фестивале участвуют композиторы и музыканты из 30–40 стран) единым эмоциональным порывом. По ощущениям, мы переходим на новую ступень развития, которая обращена к вселенскому чувству и разуму. Поэтому каждый фестиваль формирует свое новое пространство, с собственными новыми идеалами, отказываясь от стереотипов, отрекаясь от традиционных атрибутов. Когда-то в диссертации я разработала научную концепцию, которая называется "сценарная разработка музыкального материала", суть которой в том, что композитор в каждом произведении выступает и как композитор, и режиссер, и сценарист, детерминируя сочинение музыки пошаговым сценарием. В формировании каждого фестиваля применяю этот формообразующий принцип. Здесь я выступаю в триединстве — автор — сценарист — режиссер, создавая произведение глобальной макроформы. Компоную различные произведения музыки современных композиторов, как структурные элементы своеобразной четырехчастной формы — первый день, первая ночь, второй день, вторая ночь — и программа фестиваля выстраивается как единый сценарий, объединенный сквозной идеей развития. И каждый из них становится новым произведением, которое нужно прослушать, чтобы обнаружить и понять заключенные в нем смыслы. Международное общество современной музыки / ISCM, членом которого является наша Ассоциация Новая музыка, насчитывает около 70 стран.

Безусловно, важнейшей составляющей фестиваля всегда являются произведения самой Кармеллы и одесской композиторской школы в целом. Немаловажно, что существует строгое правило: иностранные участники на фестивале исполняют пьесу украинского композитора. Отправлять ноты по Интернету стало возможным в последние годы, но в начале фестивальной работы столь высокие технологии были недоступны.

— Телефон помогал, и факс, — вспоминает композитор. — Тогда фестиваль поддерживал еще и фонд "Вiдродження" (к сожалению, уже много лет как Джордж Сорос закрыл культурную программу в Украине), и мы могли отправлять факсы и звонить из офиса. Первый прорыв в Новую музыку я осуществила в 1992 году, когда прошла конкурсный отбор и получила возможность участвовать во всемирно известных композиторских мастер-курсах в Дармштадте (Германия), где преподавали такие величины, как Хельмут Лахенманн, Виолета Динеску, Брайон Фернихой, Эрнст Хельмут Фламмер. Там я знакомилась с новыми партитурами, и там произошло очень много знакомств с европейской музыкальной элитой. Туда приехали и молодые композиторы, которых я знала по другим фестивалям, из Литвы, Молдовы, Татарстана, России, — Александр Радвилович (основатель фестиваля "Звуковые пути"), Рашид Калимуллин (сейчас председатель Союза композиторов России), Витаутас Германавичюс (один из ведущих композиторов Литвы), Геннадий Чебану (был министром культуры Молдовы)... И как-то быстро мы создали такой притягивающий круг, что к нам с удовольствием присоединялись и голландцы, и французы. Там я познакомилась и с потрясающим саксофонистом Пьер-Стефаном Меже (которого многие помнят по прошлым фестивалям, особенно, когда он показывал технику беспрерывного дыхания и одновременную игру на двух саксофонах). Флейтистка Карин Левайн — оттуда, как и ансамбль "Нойе Мюзик Цюрих" и Бернхард Вульф, мы там все подружились. Конечно, с Вульфом — в первую очередь, ведь наша консерватория имела партнерские отношения с Фрайбургом. Вульф, как проректор консерватории Фрайбурга и ведущий профессор в Одессе, очень часто появлялся, здесь под его руководством проводились концерты, например, исполнялась впервые в Украине "История солдата" Стравинского. Задействовались одесские студенты — оркестр Одесской консерватории под руководством Сергей Мацояна и хор Одесской консерватории имени Неждановой под руководством Григория Лиознова, исполнялись произведения Веберна, М ессиана, Штокгаузена, Лигети — кстати, первый фестиваль начинался, если ты помнишь, с Лигети, дирижировал Вульф, но это лиозновский был хор. И вот эти отношения между двумя консерваториями очень нас сплотили. А когда созрела идея фестиваля, было очень сложное время. Но в Одессе открылось отделение фонда "Вiдродження", которое возглавила Анна Морозова, и фестиваль стал одним из первых проектов Одесского отделения. Впоследствии Фонд на протяжении ряда лет поддерживал фестиваль.

За 25 лет фестиваля "2Д2Н" сформировалась публика, которая каждый год ожидает новых впечатлений: кому-то больше по душе произведения авангардистов середины прошлого века, кто-то без ума от фольклорных "изюминок" вроде литовских гуслей кантеле или японской флейты сякухати, и все вместе приучены следить за композиторскими поисками наших дней. Появилось новое поколение одесских композиторов и исполнителей, уже воспитанное на этой музыке и потому конкурентоспособное на мировом уровне. А ведь для этого стоило однажды хрупкой молодой женщине-композитору поверить в свои силы и благосклонность Вселенной!

Виолетта СКЛЯР.