Номер 24 (1318), 1.07.2016

ВОПРОС - ОТВЕТ

"За какой период в этом году исчисляется заработная плата при назначении пенсии?"

Порядок определения заработной платы (дохода) для исчисления пенсии урегулирован статьей 40 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании".

Начиная с 1 января 2016 года пенсия исчисляется из заработка по данным системы персонифицированного учета за период страхового стажа после 1 июля 2000 года. Исключением могут быть случаи, когда, по данным системы персонифицированного учета, имеющаяся информация за период страхового стажа после 1 июля 2000 составляет менее пяти лет. Тогда должна обязательно предоставляться справка о заработной плате за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 1 июля 2000 года.

"У меня 37 лет трудового стажа. Несколько лет я работала на вредном производстве. Но завод наш закрылся, и пропали документы, которые подтверждают вредность выполняемых мною работ. Каким образом я могу подтвердить срок работы на вредном производстве?"

Исчисление стажа работы, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях, в частности, в соответствии с пунктами "а" и "б" статьи 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении", органами Пенсионного фонда Украины осуществляется в соответствии со Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных постановлениями Кабинета Министров Украины, и на основании справки о льготном характере работы, которая предоставляется предприятием, на котором работал заявитель, или его правопреемником, с учетом аттестации рабочих мест за периоды работы, начиная с 21.08.1992.

В случае ликвидации предприятия без определения правопреемника подтверждение периодов работы, которые засчитываются в льготный стаж, осуществляется Комиссией по вопросам подтверждения стажа работы на должностях, дающих право на назначение пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, созданные при главных управлениях Пенсионного фонда Украины в областях (далее - Комиссия).

Комиссия - это коллегиальный орган, в состав которой входят представители органов управления труда и социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Украины, Государственной экспертизы условий труда и Федерации профсоюзов Украины.

Для подтверждения льготного стажа работы на Комиссии следует обратиться в управление Пенсионного фонда Украины по месту жительства (регистрации) с заявлением о подтверждении стажа работы и предоставить следующие документы:

- выписку из Единого государственного реестра о ликвидации предприятия;

- трудовую книжку;

- документы, выданные архивными учреждениями, в частности: справку о заработной плате, копии документов о проведении аттестации рабочих мест, копии документов о переводе на другую работу, на работу с неполным рабочим днем, предоставления отпусков без сохранения заработной платы (в случае отсутствия - справка об их отсутствии), а также любые другие документы, которые могут подтверждать выполнение работ, дающих право на назначение пенсии на льготных условиях или за выслугу лет.

Решение Комиссии является документом, которым подтверждается льготный стаж на ликвидированном предприятии.

"Какие документы следует подавать для получения налоговой социальной льготы?"

Налогоплательщик имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы. Перечень налоговых социальных льгот определен ст. 169 Налогового кодекса Украины.

Работодатель начинает применять налоговую социальную льготу по начисленным доходам в виде заработной платы со дня получения от наемного работника заявления о применении льготы и документов, которые подтверждают такое право.

Такая льгота применяется к доходу, начисленному в пользу налогоплательщика на протяжении отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравненные к ней соответственно законодательству выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не превышает суммы, которая равняется размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года (по состоянию на 01.01.2016 года - 1378 грн), умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 гривен (в 2016 году - 1930 грн).

"Случайно в ресторане я разбил бокал. Я по своей инициативе оплатил его стоимость. Но мой товарищ, узнав об этом, сказал, что я поспешил с оплатой, потому что меня должны были предупредить о том, сколько я буду должен заплатить за разбитую посуду. Но я нигде об этом не слышал. Прав ли мой товарищ?"

В Гражданском кодексе Украины указано, что когда гражданин приходит в заведение общепита, то тем самым он автоматически заключает публичный договор с собственником и принимает правила этого заведения. Поэтому собственник вправе требовать от гражданина возмещения причиненных убытков. Но клиента должны были ознакомить с условиями договора. Если этого не сделали, можно не платить.

Предупредить должны через меню. В нем должна быть информация по расценкам за разбитую посуду. Причем эту страницу обязательно должен заверить владелец заведения и бухгалтер - подписью и печатью.


Если такого прейскуранта в меню не было, то соглашение о возмещении убытков не заключено. Юридически это звучит так: гражданина втянули в публичный договор обманным путем, а такое соглашение согласно Гражданскому кодексу недействительно. И в таком случае можно не платить. Есть еще одно важное условие: официант обязан принести чек, в котором будет указана сумма и позиция разбитой посуды. Например, "бокал - 20 грн". Дело в том, что средства за возмещение стоимости разбитой посуды должны попадать в кассу, соответственно, фискальные органы должны знать, на каком основании они там появились. А об этом налоговики могут узнать только при наличии чеков.

Так что если не принесли чек с указанием стоимости и позиции, также платить не следует.

И еще один интересный момент. Если разбитая посуда является брендированной (то есть на ней указано название или логотип другой компании), то клиента также не могут заставить компенсировать ее стоимость. Ибо заведение, скорее всего, получило эту посуду бесплатно - для рекламы.

Но даже если принесли чек, то и тут не стоит сразу на месте оплачивать стоимость разбитой посуды. Обязать клиента возместить убыток заведению общепита может только суд. Если же представители заведения настаивают на немедленной оплате, следует сразу вызывать полицию.

А до суда такие дела доходят крайне редко. Заведению дешевле за свой счет купить новую посуду, чем оплачивать услуги юриста и судебный сбор.

Если же администрация заведения попробует не выпускать клиента, пока он не расплатиться, то и тут следует обратиться к правоохранителям. Самое большее, что могут сделать, это потребовать предъявить документы (но только, чтобы посмотреть); это нужно, чтобы потом обратиться в суд.

Надо при этом понимать, что в подобных случаях клиенту следует вести себя максимально сдержанно и тактично, чтобы не было повода оценить его действия как хулиганские.

Рис. Алексея КОСТРОМЕНКО.