Номер 19 (1313), 27.05.2016

В МАГАЗИНЫ - С ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ

Сто лет назад в Мемфисе (штат Теннесси, США) открылся первый магазин самообслуживания - прообраз нынешних супермаркетов. Сорок лет спустя эта "мода" дошла и до Советского Союза. Однако и в США начала ХХ века, и в СССР середины столетия возникла одна и та же проблема - воровство...

НАЧНЕМ С ИСТОРИИ


Сама идея магазина самообслуживания возникла еще в начале ХХ века. В 1912 году в Калифорнии владельцы магазинов "Уордс Гросетариа" и "Альфа Бета Фуд-Маркет" решили немного изменить свои заведения, чтобы сократить расходы на персонал. Тогда в США появились магазины Humpty Dumpty, что переводится на русский язык как "Шалтай-Болтай". Однако все равно в этих заведениях некоторые товары по-прежнему невозможно было приобрести без помощи продавца.

Бизнесмен Кларенс Сондерс пошел дальше и зарегистрировал патент на первый продовольственный магазин полного самообслуживания, который назвал "Piggly Wiggly" ("Вертлявый поросенок"). Сондерс сделал акцент на том, что такой подход позволяет не только сэкономить затраты на персонал, но и дает возможность предложить покупателю широкий ассортимент товаров, которые можно приобрести в одном месте. Сеть "Piggly Wiggly" совершила переворот в мире продажи товаров, с тех пор самообслуживание является самым популярным способом покупки продуктов.

Поначалу магазин приносил очень высокий доход, однако вскоре человеческая природа дала о себе знать. И люди начали беззастенчиво уносить товары в карманах, не расплатившись за них. Сондерсу пришлось изменить расположение касс и торговых залов, чтобы было легче следить за покупателями. Убытки от воровства в самом деле сократились, хотя и не исчезли.

ДВА МИРА - ОДНА ПРОБЛЕМА

Первые советские магазины самообслуживания появились в СССР в середине 1950-х. Об этом "достижении социалистической демократии" трубило радио, восторженно сообщали газеты. Но вскоре торжествовать перестали, а магазины эти стыдливо и незаметно вернулись к привычному режиму работы. Причина была проста: количество унесенного и неоплаченного товара превышало все нормы "усушки и утруски". В который раз восприняв "демократизацию" как вольницу, советский народ безбожно "тырил" с полок все, что удавалось незаметно унести. Штрих-кодов, датчиков, видеокамер в ту пору не было, а противостоять "вечному злу" силами милиции и продавцов оказалось невозможным, тем более, что последние и сами не прочь были поживиться (при случае) "хозяйским", то бишь государственным добром.

С той поры прошло много лет. "Магазины самообслуживания", именуемые нынче супермаркетами, стали неотъемлемой принадлежностью нашего быта, для защиты от "преступных посягательств" на товары "свободного доступа" изобретены штрих-коды, датчики, видеокамеры, не забыт и привычный "человеческий фактор" (в крупных супермаркетах нетрудно насчитать десятки охранников, администраторов и проч.), но...

ВОРОВ НЕТ - ЛЮДИ САМИ КРАДУТ

Но в том-то и парадокс, что воровство и в этих условиях продолжает иметь место. Хозяев супермаркетов стараются обмануть все - покупатели, поставщики и даже собственный персонал. Причем наибольший урон наносят именно последние. Данных по Украине найти не удалось, но исследования Европейского института торговли, проведенные в России, показали, что 60 % потерь владельцев супермаркетов - дело рук их собственных сотрудников, 25 % приходится на долю покупателей, остальные 15 % - мошенничество поставщиков. (На Западе распределение потерь от воровства несколько иное - соответственно 63 %, 32 % и 5 %). Если исходить из близости жизненных условий и менталитета наших народов, то в Украине ситуация должна выглядеть аналогично. Привести какие-либо внятные данные по Одессе практически невозможно. Исследований, как нетрудно догадаться, никто не проводил, а администраторы супермаркетов (даже знакомые) говорить на эту тему отказываются категорически. Более разговорчив "младший обслуживающий персонал", но только, если клятвенно пообещать не указывать названия магазина. Потому (пусть уж простит читатель) придется обойтись общими понятиями; "в одном из...", "один из..." и т. п.

Разговорчивее всех покупатели. Эти даже хвалятся, как им удается "натянуть" магазин. Печальнее всего, что рассказывается об этом с некоей даже гордостью, рассказчик явно рассчитывает на восхищение слушателей. И, увы, его ожидания чаще всего полностью оправдываются. Мне не так давно довелось услышать на трамвайной остановке, как пацан лет 12-14 гордо рассказывал двум ровесникам о том, как он с друзьями "путешествует" по супермаркетам за шоколадками. Тут работает целая система. Пока одни отвлекают внимание продавцов и охраны, другие вытаскивают шоколадные плитки из обертки и распихивают по карманам. Обертки при этом прячут под другие товары. А чтобы не возникало подозрений на выходе, в кассу "честно" платят за пару шоколадок.

- И что, ни разу не поймали? - с восхищенной дрожью в голосе спросил рассказчика один из слушателей.

- А мы ведем себя спокойно, не шумим, к тому же в один и тот же магазин ходим не чаще двух раз в месяц - чтобы не примелькаться.

- А если поймают? - продолжал допытываться неугомонный слушатель.

- Тогда я скажу, что пришел сюда уже с шоколадом, просто забыл предупредить. Ну, дадут пару раз по шее, так ведь кто не рискует - не ест шоколад! - философски завершил хитроумный юнец свой рассказ.

Но это - в прямом смысле слова - детские шалости. Гораздо печальнее, что и взрослые люди не прочь "чего-нибудь" свиснуть. Опять-таки, по зарубежным исследованиям, 5 % покупателей супермаркетов - попросту клептоманы, 10 % - готовы воровать, так сказать, принципиально, 15-20 % не прочь воспользоваться возможностью обмануть продавцов и охрану, если таковая представится.

- Только за одну смену, - рассказывает Алексей, охранник крупного супермаркета, - приходится не менее десяти раз пресекать попытки воровства. Причем воруют, как правило, люди среднего возраста, нормально одетые, прилично выглядящие, не бомжи какие-то, не пацаны. И рискуют чаще всего ради какой-то мелочевки - лезвия, жвачка, батарейки...

Это наблюдение подтверждает и кассир Алла из другого супермаркета. По ее наблюдениям, если не говорить о подростках, то воровство чаще всего совершают мужчины в возрасте 30-50 лет, на вид энергичные, с подвижной психикой. Но при оплате покупок движения у таких людей становятся замедленными, часто они пытаются вступить в контакт с кассиром, "заговорить зубы". Любопытно, что эмпирические выводы одесского кассира в принципе совпадают с данными исследований уже упоминавшегося Европейского института торговли. Как иронически заметил по этому поводу один журналист, "типичный вор - это человек с активной жизненной позицией", если посмотреть на то, что входит в "сферу его интересов". Так вот, в Европе, оказывается, в супермаркетах больше всего крадут женское белье и тампоны, аксессуары для мобильников, лезвия для бритв, шоколад, батарейки и аккумуляторы и т. п. Но бесспорное лидерство в этом печальном "соревновании" принадлежит - чему бы вы думали? - презервативам.

КТО ЧЕМ ТОРГУЕТ, ТОТ ТО И ВОРУЕТ

До сих пор речь шла о "плохих" покупателях. Однако ведь и персонал не остается в стороне. Одна дама, несколько лет проработавшая кассиром в супермаркете, по бо-о-ольшому секрету поведала о некоторых "хитростях" своей профессии. Как известно, покупатели далеко не всегда забирают с собою чеки, так что кассир может сделать "отмену" и забрать себе деньги. Но таким приемом часто не воспользуешься. Гораздо легче "порадеть" друзьям, не пробивая часть их покупок. При соответствующей "тренировке" кассир может научиться незаметно прикрывать рукой штрих-код и имитировать сканирование. Друзья, разумеется, в долгу не останутся...

С развитием кредитных карточек у кассиров появилась новая возможность для мошенничества. Если удается запомнить номер кредитной карты и подпись покупателя, то потом можно пробить на эту карту другую покупку и благополучно забрать товар. Хотя в одиночку такую "операцию" не проведешь, да и есть риск, что покупатель обнаружит обман. Но, как говорилось выше, "кто не рискует...".

Не считают за грех "развести клиента" и поставщики. Самый распространенный способ - поставка продуктов с просроченным сроком годности или нарушенной упаковкой. Однако жертвой, в конечном счете, оказывается не столько владелец супермаркета, сколько доверчивый покупатель. Как утверждают исследователи, покупатель в любом случае остается в накладе, поскольку от 3 до 7 % стоимости товара - это "накрутка" для покрытия потерь от воровства.

ЧТО ОХРАНЯЕШЬ, ТО ИМЕЕШЬ

Разумеется, владельцы супермаркетов не ограничиваются негласным "налогом" на покупателей. Они используют все доступные способы предотвращения воровства. Это и видеокамеры, и противокражные системы, и увеличение количества охранников, и - не в последнюю очередь - система штрафов, которые накладываются на персонал. Исследования, однако, показывают, что технические средства пока еще действуют недостаточно эффективно. Так, внедрение противокражных систем и видеокамер постоянного слежения снижает уровень краж на 3-5 %. Гораздо эффективнее действуют электронные этикетки: благодаря им воровство сокращается вдвое. Новейшее изобретение - прибор, позволяющий установить степень волнения человека при проходе через контроль. Этот прибор реагирует не просто на нервозность, которая может быть связана с чем угодно, скажем, с личной драмой, а только на новый стресс, возникающий именно из-за прохождения процедуры проверки. Но наши бизнесмены пока предпочитают усиливать охрану. В некотором отношении это правильно: там, где обслуживающий персонал действует грамотно и внимательно, кражи удается предотвратить. Что касается штрафов, то это "палка о двух концах": чрезмерное увлечение ими приводит к большой текучести кадров, а неопытным работникам труднее противодействовать воровству.

ЛУЧШИЙ КОНТРОЛЕР

Удастся ли когда-нибудь искоренить магазинное воровство? Тут единодушны практически все, даже самые заядлые оптимисты: может быть, и да, но не ранее, чем... (сроки называются разные). Увы, но все опять-таки упирается в человеческую природу. Которая, как выясняется, не очень-то разнится у разных стран и народов. Так, импульсивные испанцы по степени любви к "несанкционированному отбору товаров" в супермаркетах почти равны спокойным австрийцам, а темпераментные греки - хладнокровным норвежцам. Но не стоит свои грехи списывать на семейные гены. Равно как не стоит клептоманам и прочим любителям "пощекотать себе нервы" питать большие иллюзии по поводу своей удачливости. Лучше помнить древнюю пословицу о веревочке, у которой всегда оказывается конец.

Знаменитая актриса Настасия Кински вспоминает, что когда отец ушел из семьи, а мать тяжело заболела, она начала воровать в магазинах продукты. Но была задержана полицейскими и провела три месяца в тюрьме.

Стоит также привести украинскую статистику.

По данным Генеральной прокуратуры, в 2015 году кражи из магазинов, складов и других торговых точек заняли второе место среди общего количества краж частного имущества (29 %). Зато раскрываемость этого вида преступлений - самая высокая: около половины.

Но это данные правоохранительных органов. В большинстве же случаев, как показал эмпирический опрос, службам супермаркетов удается воришек "поймать на горячем", и тогда им можно только посочувствовать. В магазины лучше всего входить и выходить с чистой совестью. Которая, как известно, является наилучшим контролером.

Подготовил Андрей ТИШКОВ.