Номер 41 (1088), 28.10.2011

КАКИМ УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ

Прочитав в вашей газете размышления об учителях, я сама задумалась: а какой же он - настоящий учитель? Почему одного учителя дети терпеть не могут, дают ему обидные прозвища и клички, всячески пытаются высказать своё недовольство, ничего не делают на уроке, а другому "смотрят в рот", ловят каждое его слово, делают всё, что он попросит?

Конечно, первый учитель скажет, что во всём виноваты эти противные, наглые, вредные дети, но будет ли он прав? Думаю, что вряд ли. Мы же все - как зеркала поступков друг друга, и если отнестись с неуважением к человеку, то он, ясное дело, ответит тем же. Если с первых дней знакомства с классом преподаватель начинает говорить ученикам много нелестных слов о них, то какой же реакции он может ожидать в ответ?!

А вот другая учительница по тому же предмету обладала уникальной способностью удерживать внимание учеников. Обычно класс наш замолкает только, когда начинает что-то писать, но у неё на уроке всегда стояла тишина. И когда однажды все мы написали контрольную плохо, она решила, что это контрольная была слишком сложной и надо дать другую. Честно говоря, таких учителей я больше не встречала.

Кроме того, надо понимать, что одна похвала будет намного действеннее, чем десяток упреков. Но важно дать возможность заслужить эту похвалу. Может, некоторые учителя думают, что, если они будут занижать оценки и не хвалить учеников, это пробудит в них желание лучше учиться? Но такой способ действует как раз наоборот: если учителя ничего не устроит, так зачем вообще стараться? Бабушка моя, проработавшая много лет учительницей, рассказывала про такой случай. Была у неё ученица, девочка из неблагополучной семьи, учившаяся так-сяк, но однажды она всё-таки сделала домашнее задание - выучила стихотворение. И пусть она рассказала его не очень хорошо, но бабушка поставила ей высшую оценку. И с тех пор эта девочка изо всех сил старалась учиться лучше, правда, только по этому предмету.

Ещё, на мой взгляд, важно, чтобы учитель относился к своим ученикам, как к равным, не смотрел на детей, как боги Олимпа на простолюдинов. Чтобы понимал их переживания, психологию, особенности возраста. Потому-то и любят ученики больше молодых учителей - тех, кто ещё недавно был таким, как мы сейчас.

Моя первая учительница Светлана Александровна всегда называла нас "друзья мои". Однажды её спросили, почему же так, на что она ответила: "А мы с вами разве враги?" Почему-то этот короткий диалог прочно и надолго запечатлелся в моей памяти. Думаю, здесь есть над чем поразмыслить.

Есть и ещё одна проблема, с которой так часто приходится сталкиваться учителям: ученики не хотят учить их предмет, потому что он им кажется ненужным, таким, что в жизни не пригодится. Может, в чем-то ученики и правы, но задача учителя - убедить их в обратном, заставить полюбить их предмет. Дейл Карнеги писал, что существует лишь один способ заставить кого- b. сделать что-либо - чтобы он сам захотел это сделать. Иными словами, убедить человека в том, что нужно это не вам, а ему. Думаю, здесь надо было бы приводить какие-то примеры из жизни, но не столько великих людей, сколько простых, и лучше, чтобы это был или сам учитель, или его знакомые, родственники.

Ну а как же поддерживать дисциплину? Как заставить упрямых учеников прекратить свои разговоры? Безусловно, крики, стучание кулаком по столу, изгнание из класса очень эффектны, но, увы, не эффективны. Просто надо, как говорилось выше, заставить ребят захотеть прекратить разговоры - каким-то образом заинтересовать учеников. Есть и ещё одно оружие против строптивых учащихся - смех. Рассказать что-нибудь такое (понятное дело, не сплетню, а анекдот и т. п.), чтобы потом все пальцем тыкали и показывали, что вот идет такой себе герой анекдота.

Но это ещё не все. Кроме вышеперечисленного, настоящий учитель должен ещё и уметь объяснять. Не стоять у доски, бормоча себе под нос непонятные слова и исписывая доску формулами, а объяснить, что называется, популярно: чтобы было понятно любому. И надо не учителю у доски стоять, а ученикам. На контрольной ведь можно списать, а у доски не спишешь, так что придется самостоятельно выучить все. К сожалению, такой метод у нас практически перестал практиковаться. В прошлом году, например, была новая учебная программа, по которой мы все первое полугодие писали каждый урок биологии или физики практические работы, но, понятное дело, практика наша ограничивалась парой плакатов (в лучшем случае) и учебником. Как оказалось, эффективность такого метода практически нулевая. Думаю также, что учителю надо дать возможность учить детей так, как хочется ему и им, а не составителям программы.

И ещё важна современность. Одно дело, когда учитель не понимает и даже боится "всех этих современных штучек", и другое, когда он разбирается в них не хуже своих учеников. Например, придя на первый урок музыки и увидев у нашей новой учительницы на столе ноутбук, колонки и прочее, все сразу сделали выводы в её пользу.

Возможно, есть ещё много качеств, которыми должен обладать настоящий учитель, но, как я считаю, вышеперечисленные - основные. Учитель может не обладать ими всеми, но хотя бы несколькими, и тогда он обязательно понравится своим ученикам.

Наталья ПАТЮКОВА,
ученица школы № 35.