Номер 22 (1069), 17.06.2011

НА РАСКАЛЕННЫХ РЕЛЬСАХ ВОЙНЫ

В трудные дни 1941 года бронированные крепости на колесах успешно защищали многие города нашей Родины. Так, в обороне Одессы участвовали бронепоезда № 21, "За Родину" и "Черноморец", построенные рабочими завода имени Январского восстания.

На вопрос члена Военного Совета Одесского оборонительного района о том, как ведут себя в бою краснофлотцы, члены команды, комиссар бронепоезда Петр Агафонович Дудко ответил: "Бесстрашно!" И, немного помолчав, добавил: "Живы традиции героев гражданской войны".

Один из бронепоездов, построенных в Одессе в период героической обороны города, установлен на мемориале 411-й батареи.

Интересно было узнать, почему вернулись к бронепоездам в эпоху бензиновых и дизельных моторов, что обусловило их появление на раскаленных рельсах Великой Отечественной? А, может быть, есть еще на заводе люди, принимавшие участие в строительстве крепостей на колесах? С этими мыслями я поехал на Одесский завод имени Январского восстания. Было это в начале 80- х годов, еще до перестройки.

Ветеран завода Василий Терентьевич Мишин, в войну мастер электроцеха, представил тогдашнего главного конструктора завода Николая Евгеньевича Корбу.

Знаменателен жизненный путь Николая Евгеньевича. Он был одним из первых орденоносцев и лауреатов Государственной премии в Одессе. В 1939 году М. И. Калинин вручил Н. Е. Корбе орден "Знак Почета", а в 1952-м за создание новых видов кранов он был удостоен Государственной премии.

Начал Николай Евгеньевич свою трудовую жизнь рабочим службы пути в 1917 году, в 1929-м перешел на "Январку". В суровое военное время вступил в ряды Коммунистической партии.

- Первые бронепоезда стали строить на нашем предприятии, - рассказывал Николай Евгеньевич, - в 1918 году для борьбы против гайдамаков. Но лучше об этом расскажет член совета ветеранов объединения Александр Кузьмич Егурнов.

- Я хорошо помню то далекое время, - сказал Александр Кузьмич. - Мальчишкой бегал к работавшему на заводе старшему брату. Собственно заводом имени Январского восстания предприятие стало называться с 1922 года, а тогда это были главные одесские железнодорожные мастерские. В январскую ночь 1918 года из заводских ворот выходили отряды вооруженных рабочих. Их сопровождал бронепоезд. Удар был направлен на вокзал Одесса-Главная, где укрепились гайдамацкие курени.

- В 1941 году надо было усилить оборону, - продолжил Н. Е. Корба. - На заводе вспомнили январские дни 1918 года, когда рабочие своими руками построили бронепоезда. Не мешкая приступили к делу. И хотя многим ветеранам было уже за 60 лет, все они выполняли ежедневно по две-три нормы выработки. Им усердно помогали молодые девушки-сварщицы. Когда бронепоезд был готов, его укомплектовали в основном из добровольцев - рабочих "Январки". 11 августа 1941 года директор завода А. Н. Лагутин и секретарь партбюро В. И. Головин передали защитникам города бронепоезд, сооруженный коллективом предприятия. Первый одесский бронепоезд (# 21) стал подвижным резервом штаба Приморской армии. 29 августа передали военному командованию еще один бронепоезд "За Родину".

Третий бронепоезд назвали "Черноморец".

Работы проводили, под артиллерийским огнем. Специальных чертежей не было. Паровоз, тендер, вагоны и платформы обшивали корабельной сталью. На платформы и вагоны ставили пулеметы "максим" и орудия.

Появление бронепоезда было для противника полной неожиданностью. Стальная крепость на колесах расстреливала пулеметным огнем колонны врага, выводила из строя его боевую технику. Пространство вдоль железной дороги было усеяно трупами вражеских солдат.

- Теперь, - сказал в заключение Николай Евгеньевич, - продукция нашего завода самая мирная, но январцы не забывают грохочущие версты гражданской войны и огненные километры Отечественной. Помните, как поется в песне?

Под солнцем горячим, под ночью слепою

Немало пришлось нам пройти.

Мы мирные люди, но наш бронепоезд

Стоит на запасном пути...

Прошло три десятилетия, и я позвонил на "Краян". Поинтересовался, работает ли предприятие, выпускает ли автомобильные краны? Ответили, что краны производятся. Ясно было, что в гораздо меньшем количестве... Спрашивать о бронепоездах уже давно не у кого.

Материалы полосы подготовил
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.