Номер 20 (1016), 28.05.2010

СМИ обижают женщин

Global Media Monitoring Project (GMMP) обнародовал отчет об освещении женщин в СМИ. Он основан на анализе присутствия женщин в новостях в один и тот же день - 10 ноября 2009 г. в 42 странах Африки, Азии, Латинской Америки, странах Карибского региона, на островах Тихого океана и в Европе. В отчете проанализировано 6902 новостных материала и 14044 темы новостей, включая людей, с которыми проводились интервью. По мнению экспертов, женщинам уделяется недостаточно внимания.

Всего 24 % тех, у кого СМИ берут интервью и о ком они пишут, - женщины. Только 16 % материалов СМИ целиком посвящены женщинам. Исследование показало, что 27 % радионовостей подготовлено женщинами: таким образом, было установлено, что на радио женщины представлены меньше, чем в любых других СМИ. Например, в газетах 35 % материалов готовится женщинами.

Аналогичная тенденция наблюдается и в новостном контенте: о женщинах пишут чаще в разделах, посвященных искусству, развлечениям и образу жизни, в отличие от разделов, посвященных политике, экономике и криминальной хронике, которые больше фокусируются на мужчинах.

Часть отчета посвящена освещению стереотипов: женщины в пять раз чаще мужчин изображаются СМИ в кругу семьи: в первую очередь, как жены и матери. В то же время в Латинской Америке самое большое количество - 14 % материалов - опровергают стереотипы, и самое маленькое число - 24 % материалов - следуют стереотипам.

В отчете говорится о необходимости введения в учебный план факультетов журналистики предметов, которые помогут будущим журналистам разобраться в гендерных вопросах и, в результате, это сделает новости более сбалансированными.

Отчет GMMP стал результатом Пекинской Декларации, принятой в 1995 г на четвертой Конференции ООН по вопросам женщин, которая призвала к увеличению участия и доступа женщин к СМИ и сокращению стереотипов о женщинах в СМИ. Проект реализуется при поддержке Всемирной Ассоциации христианской коммуникации (WACC) - международной общественной организации, которая пропагандирует социальные изменения путем коммуникации и находится в Канаде и Великобритании.

Окончательная версия отчета, основанная на данных 130 стран, будет представлена в сентябре 2010 г.

Подготовил
Андрей ТИШКОВ.