Номер 8 (1004), 5.03.2010

УХОДЯЩЕМУ - ПОКЛОН,
ОСТАЮЩЕМУСЯ - БРАТСТВО

Великая актриса... Гениальная певица...

Для давних поклонников Елены Камбуровой подобные характеристики не в новинку и удивления не вызывают. Те же, кто с ее творчеством не знаком, тоже вряд ли станут возражать, ибо кого только сегодня не именуют "гением"?! (Самый близкий пример - Константин Меладзе, которого нынешняя поп-тусовка дружно величает "гениальным композитором". Правда, возникает вопрос: кто же, в таком случае, Дунаевский с Тухмановым?!). Но Камбурова - из ряда тех мастеров, применительно к которым оправданы самые высокие слова...

Для справки. Елена Камбурова - из того поколения, которое пришло на советскую эстраду в 1960 гг. Но принадлежность ее к эстрадному цеху сугубо формальная. Более того, на советской эстраде она всегда была "как беззаконная комета в кругу расчисленных светил". Потому что никогда не пела "попсу".

Репертуар Камбуровой - уникален. Берусь утверждать: по уровню текстов и разноплановости репертуара стихов такой певицы нет во всем мире. Она поёт баллады и монологи на стихи Пушкина, Маяковского, Цветаевой, Мандельштама, Гумилева, песни Вертинского, Окуджавы, Кима, Высоцкого, ее голосом озвучены десятки фильмов (из наиболее известных - "Раба любви", "Гардемарины, вперёд!", "Дульсинея Тобосская", "Приключения Электроника"). И даже тем, кто понятия не имеет о Камбуровой, ее голос знаком, как говорится, с пеленок: ведь именно она записала заставки к "Спокойной ночи, малыши" ("Спят усталые игрушки...") и "Ералашу" ("Мальчишки и девчонки, а также их родители...."). По стилю Камбурова близка к французским шансонье, чьи песни она исполняет "на уровне оригинала". Впрочем, ее надо хотя бы слышать, а лучше всего - увидеть... Желающие могут сделать это на сайте "Красная книга российской эстрады" - Видео".

В принципе, недавний концерт в зале филармонии (отдельное спасибо ее директору Галине Зицер за то, что Камбурова в Одессе - нередкий гастролер) ничего нового в нашем знании об актрисе и любви к ней не прибавил, ничего старого не убавил. Камбурова, как всегда, пела-играла виртуозно и темпераментно, и если чему-то и можно поразиться, то разве что ее не иссякающей с возрастом энергетике. Особенно, когда знаешь год рождения актрисы - 1940-й! (Для тех, кто упрекнет меня, что, дескать, о возрасте женщины, тем более, актрисы, говорить не пристало, скажу в оправдание, что эта дата указана в нескольких энциклопедиях и справочниках). Маленькой сенсацией стало разве что исполнение ею песни Градского "В полях под снегом и дождем" да обилие Высоцкого.

Но я взялся за этот текст вовсе не для рецензии (адекватно отобразить словами впечатление от ТАКОГО концерта может разве что Лев Аннинский, да и тот вряд ли возьмется), меня в тот вечер поразило другое.

У Камбуровой изначально был свой слушатель. Немногочисленный по сравнению с поклонниками, скажем, Пугачевой или Гребенщикова, но вполне достаточный для того, чтобы в той же Одессе в 1980-х она могла давать несколько аншлаговых концертов. По моему убеждению, те, кто заполнял залы на этих концертах, как раз и презентовали НАСТОЯЩУЮ Одессу. Не ту легенду, которую гениально выдумал Бабель, и которая с разной степенью таланта до сих пор эксплуатируется "деятелями культуры и искусства", а город, в котором жили и живут люди интеллигентные, думающие и рефлексирующие. Если говорить конкретнее, то основу публики составляла "служивая интеллигенция" (инженеры, педагоги) - советский аналог "среднего класса".

Образно говоря, на встречу с Камбуровой приходила не Одесса Мишки Япончика и Рабиновича - героя анекдотов, а Одесса, которая дала миру Гамова и Ойстраха...

Верные поклонники певицы и сейчас при ней (зал филармонии был практически полон), но именно в этот раз, как никогда прежде, я ощутил, что такое "уходящая натура" Одессы. Они приходили, отряхиваясь от дождевых капель, в большинстве своем пожилые и очень пожилые, небогато одетые, те, для кого в нынешних условиях поход на концерт - редкое событие... Поневоле вспомнилась фраза из старой пьесы Арбузова: "Что с тобой стало, гордое поколение Политехнического?!"

А что стало? Время. Годы. Разлом эпох. Крушение иллюзий. "Камбуровская" публика в значительной своей части "слиняла" еще 20 лет назад; когда начало разрушаться производство, а с ним исчез и наш "средний класс". В Одессе это особенно было ощутимо в начале 1990-х, когда буквально за два-три года резко обновился состав завсегдатаев театральных премьер. Я не собираюсь давать оценки - "хуже" или "лучше", просто публика стала "другой", как во многом другим стал и весь наш город. Лишь в очень редких случаях (один из которых - как раз концерты Камбуровой) можно увидеть, что ТА Одесса еще не вся переселилась на Брайтон или туда, откуда вообще не возвращаются.

Хотя процесс этот, увы, неостановим, и некоторых из старых поклонников певицы, не пропускавших ее выступлений, я на этот раз так и не увидел. Но хорошо, что есть Камбурова, и мы можем (хоть изредка) перекликаться ее именем. Печально только, что на концерте почти не видно было молодых лиц...

Александр ГАЛЯС.