Номер 47 (992), 4.12.2009

МОРСКОЙ МУЗЕЙ
ХОТЯТ ОБАНКРОТИТЬ И ПРОДАТЬ?

Английский клуб построен по проекту Г. Торичелли, в 1842 году. В советскую эпоху здание служило демонстрационной площадкой Музея морского флота СССР. В период с 1967 по 2005 гг. хранилище уникальных ценностей из истории торгового мореплавания посетили 11 млн туристов. В результате пожара в ночь с 28 на 29 апреля 2005 года музей сгорел. В том же году силами морских портов было собрано почти 800 млн грн на ремонт и реставрацию здания. Но денег не хватило. В 2006 году налоговая инспекция Приморского района посчитала эти деньги доходом предприятия, и музей был на стадии банкротства. Благодаря усилиям Одесского порта музей получил финансовую помощь в размере 340 тыс. гривен, и дело о банкротстве было закрыто.

Однако в октябре 2009 года налоговая снова насчитывает штрафные санкции.

- Совсем недавно я опять была приглашена в налоговую инспекцию, - рассказывает директор Музея морского флота Людмила Бондаренко, - музей причислили к статусу прибыльных предприятий, поэтому с него на сегодняшний день требуют около 130 тыс. грн. Где брать такие деньги, я не знаю. Мы в очень тяжелом финансовом состоянии. Наверное, с точки зрения налогового законодательства инспекция и права. Но меня позиция налоговой удивляет. И если в течение 3 месяцев не будет закрыт этот вопрос, мы опять окажемся на стадии банкротства.

После пожара музейные ценности были перемещены на территорию Одесского морского торгового порта. Меня как директора музея, кроме всего прочего, беспокоит возможность проведения реставрационных работ моделей и макетов, которые представлены в экспозиции. Они больше всего пострадали в результате пожара. Надеюсь, найдем решение, как спасти музей. Я считаю, что не стоит унижать себя и лишаться такого государственного учреждения, как Музей морфлота. У нас есть чем гордиться, и надо продолжать славные традиции наших предков, - подчеркнула директор музея.

Сегодняшним положением вещей обеспокоены и сотрудники порта.

- Экспонаты Музея морского флота хранятся в неприспособленном для этого помещении, тем более их 100 тысяч, - считает заместитель начальника порта Сергей Кушко. - Они все сохранены благодаря усилиям музейных служителей, которые их постоянно перетирают, приводят в надлежащий вид. На это выделяют средства. Но порт не может содержать экспонаты в нормальном состоянии. Поэтому нужно объединить усилия, чтобы решить этот вопрос.

В управлении охраны объектов культурного наследия горсовета тоже встревожены происходящим.

- Все планы направлены на сохранение и восстановление музея, - заметил начальник управления Владимир Мещеряков, - объект отнесен к категории национального значения - (самой высокой категории). Планируется также номинировать его в основной список всемирного наследия ЮНЕСКО. С 2007 года горсовет профинансировал сначала научно-проектные работы, потом ремонтно-реставрационные и противоаварийные. Благодаря этому здание уже не находится в аварийном состоянии. Сделано покрытие, проведены работы по усилению конструкций, стен и фундамента. Выполнены деревянные витражи.

Кроме того, мы считаем, что в центральном вестибюле музея следует размещать выставки на морскую тематику: работы художников, фотографов, учеников школ, временно размещать экспонаты музеев других стран. Также мы предлагаем сделать в музее конференц-зал на 100 мест для проведения тематических городских и международных мероприятий. То есть все планы направлены на сохранение и восстановление музея. Работы ведутся. Всего стоимость восстановления составляет как минимум около 30 млн грн. Естественно, мы каждый год обращаемся в государственные службы с просьбой о выделении средств на ремонтные работы, но, к сожалению, из госбюджета денег пока что не выделялось.

Инна ИЩУК.