Номер 29 (974), 31.07.2009

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ

МУЖЕСТВО ЗНАЕТ ЦЕЛЬ

"Хорошими делами прославиться нельзя", - пелось когда-то в популярном мультфильме. И хотя песня была шутливой, но это был как раз тот случай, когда, как говорится, в шутке только доля шутки. Жизнь последних десятилетий, когда на вершину успеха выносит людей, мягко говоря, не слишком достойных, доказывает это со всей очевидностью. Но все-таки справедливость есть, и не так уж мало у нас людей, которые прославились именно хорошими делами. В этом еще раз убедила нас читательская реакция на очерк "Заповедная даль "деда Евсея" (см. ПФ №  28), герой которого - лесник Евсей Павлович Костецкий.

"Вот настоящий герой нашего времени, - пишет Н. З. Воронов. - Если бы не такие люди, мы бы уже давно одичали. Пишите почаще о таких, как Евсей Павлович, на них мир держится".

"Когда я училась в школе, - это мы пересказываем телефонный разговор со студенткой Наташей Захаревич, - то несколько раз была в заповеднике у "деда Евсея". Его рассказы произвели на меня огромное впечатление. Тогда я решила стать экологом. Я еще не знаю, где буду работать после того, как окончу университет, но обязательно это будет связано с защитой природы".

Подобных писем и звонков было немало, некоторые читатели даже предлагали развитие темы.

"Почему вы ничего не написали о том, как Евсей Павлович борется с браконьерами? - задал вопрос Андрей Панкратов. - Это же настоящий подвиг!"

Это замечание мы сочли резонным и вернулись к рассказу о герое, так полюбившемся читателям, как, впрочем, и нам....

ИДЕТ ОХОТА НА....

БРАКОНЬЕР - кто не по праву охотится в чужих дачах, кто занимается воровскою охотою, дичекрад, вор-стрелок... (Из "Толкового словаря" В. И. Даля).


Само слово "браконьер" пришло из французского языка. Но так прочно (увы!) вошло в отечественную действительность, что об иноземном его происхождении никто и не задумывается. Когда крестьяне нелегально охотились в барских угодьях, - это еще можно было оправдать нищетой, стремлением как-то выжить. Но как оправдать истребление беззащитных животных нынешними нуворишами? Не от бедности - от разнузданности - берут эти люди ружье в руки и едут в леса, заповедники сеять смерть. А ведь прекрасно понимают, что нарушают тем самым закон; потому и стараются вершить свои гнусные дела под покровом темноты...

Из монолога Е. В. Костецкого: "Я их ночью ловлю. Благодаря добросердечным людям узнаю о том, что появились браконьеры. Мне звонят и говорят: "Евсей, на поле идёт сражение! На машинах, с азартом!" Тогда я всё делаю, чтоб догнать их. Вплоть до того, что иду на таран! Бывает, что запугивают, называют свои высокие должности. Но я давно уже никого не боюсь. И беспредела по отношению к природе не прощу никому..."

А ведь запугивают не только на словах. Случается и хуже.

Однажды объявились в заповеднике "деда Евсея" некие, как он говорит, "великие деятели". Лесник, понятное дело, потребовал, чтобы они отправлялись от греха подальше. А в ответ... получил монтировкой по голове. Попал в больницу с сотрясением мозга. Выздоровел, подал в суд, благо были свидетели. И что же вы думаете? Пришлось ему полгода по судам ездить, доказывать свою правоту. И это при том, что был в то время Евсей Павлович депутатом областного совета! В конце концов, нашли подлеца среди сотрудников Ильичёвского порта, понес он наказание, но сколько сил и времени понадобилось для установления истины...

А есть и просто изощренные методы ухода от ответственности.

Поймал как-то Евсей Павлович браконьера, который охотился на зайцев. Забрал у него ружье, патроны, оформил все документы, как полагается. И что же придумали в суде, чтобы спустить дело на тормозах? Предложили леснику принести убитого зайца; дескать надо распотрошить его и проверить, совпадёт ли дробь в его внутренностях с начинкой изъятого патрона. Иначе, мол, как же доказать, кто стрелял из этого ружья и этими патронами?!

Из монолога Е. П. Костецкого: "Беда в том, что браконьерством у нас нередко занимаются прокуроры, милиционеры, судьи... Вот, представьте, поймал я одного такого, составляю протокол. А он мне говорит: "Пиши, пиши, все равно эта бумажка придёт ко мне". Вы понимаете, где всё завязано? Протокол, составленный против него, для наложения резолюции попадёт к нему же!

Мой вывод такой. Пока не будет надёжной защиты у работников егерской службы и лесной охраны, пока простые люди не станут на защиту этих профессий, не будет большого эффекта от наших усилий. А люди боятся, говорят, мол, что я сделаю против прокурора, начальника милиции? Я их понимаю. Нет, пока у нас не будет наведен порядок в судебной системе, в юриспруденции, природа с её богатствами не будет защищена. Это и надо объяснять людям. И журналистам я бы предложил посерьезнее вникать в проблемы защиты природы, почаще выезжать из редакций, чтобы видеть все своими глазами..."

С ВЕРОЙ И НАДЕЖДОЙ

Историй, подобных тем, о которых рассказано выше, у Евсея Павловича десятки. Поразительно при этом, как он, невзирая ни на что, остается верным своей профессии. Хотя, с другой стороны, что в том удивительного? Просто у этого человека есть в жизни цель - большая, серьезная, и это придает ему мужество. А еще - веру в то, что рано или поздно все изменится в лучшую сторону.

Из монолога Е. П. Костецкого: "Каждый человек надеется на лучшее. Каждый! А мы как работали, так и будем работать. Хорошим людям всегда открыта дорога в лес. С открытым сердцем их приму всегда. И как ездил я по школам и рассказывал детям о ценности леса, так и буду ездить, сколько смогу. Всё, что знаю о животных, деревьях, птицах, обо всём, что населяет лес, - всё это детям расскажу..."

Таких людей, как Евсей Павлович, издавна называют подвижниками. Мы заглянули в словари и нашли там несколько определений этого понятия - самоотверженный труженик; тот, кто самоотверженно борется за достижение высоких целей на каком-либо трудном поприще; самоотверженный человек, целиком отдающий себя делу, преследующему высокие цели; лицо, в своих поступках и занятиях проявляющее героизм, самоотверженность. Как видите, определяющее качество подвижников - самоотверженность. Таких людей много никогда не бывает, но именно они определяют - по самому высокому счету - моральный уровень общества. И пока живут среди нас такие люди, как "дед Евсей", у нашего общества есть надежда на лучшее. Тем более что имеются у нашего героя и помощники, и единомышленники.

Из монолога Е. П. Костецкого: "Надеюсь, что как можно быстрее будет создан у нас Национальный парк. Тем более что очень хорошие люди, мои друзья, взялись тут за наведение порядка. Василий Эш будет отвечать за рыбинспекцию. Русев Иван Дмитриевич за научную часть отвечает. Всё будет нормально, пока есть такие люди...

Думаю всё-таки дожить до времени, когда жизнь будет лучше, а народ разберётся с тем, что природа - это его здоровье и начнёт помогать людям моей профессии".

Александр ГАЛЯС,
Геннадий СТЕПАНЕНКО.

P. S. Этот материал уже готовился к печати, когда поступило сообщение о том, что несколько общественных организаций обратились к народным депутатам с призывом ввести мораторий на вырубку лесов на территории Украины. Как отмечается в документе, "если не прекратить преступную вырубку лесов, то уже в ближайшем будущем Украина окажется на грани экологической катастрофы, тем более, что процессы в природе уже сегодня имеют необратимый характер". По мнению авторов обращения, необходимо принять общегосударственную программу сохранения лесов Украины, включающую в том числе и расширение полномочий лесной охраны...