Номер 13 (909), 11.04.2008

ЭТА ГОРЯЧАЯ РАДИОТОЧКА

Любите ли вы радио? Любите ли вы радио так, как люблю его я? Вернее, любила - любила в детстве "Сказку за сказкой", "Клуб знаменитых капитанов", потом "Театр у микрофона", "Рабочий полдень", воскресное "С добрым утром"... Я уже не говорю, с каким нетерпением мы все во время Великой Отечественной войны вслушивались в голос Левитана, несущий из черной, слегка продавленной домашней "тарелки" радость очередной, даже самой маленькой, победы. Я не разлюбила радио. Просто у меня его нет. Так получилось, что переехав 10 лет назад на новую квартиру, я не обнаружила в ней подводки радио. И в этом я не одинока. Хотя при советской власти все дома и квартиры были радиофицированы, но время, смены жильцов, ремонты сделали в купе с телевизором свое дело и радиоточки исчезли из многих квартир. Можно, конечно, радиопроводку восстановить, это несложно, сложнее достать обычный радиоприемничек, не эфирный, а работающий от радиосети. Говорят, они попадаются на барахолке, на Староконном базаре. А в радиомагазинах предпочитают торговать современной радиотехникой.

К чему это я? А вот к чему. По принципу "пиво пили, не пили, с вас десять рублей", оплату за радиоточку ежемесячно с граждан взимали ЖЭКи, а затем ДЭЗы. Когда-то оплата радиоточки составляла 50 копеек. Сегодня, вместе с НДС ежемесячная оплата выросла до 1 грн 80 коп. Повышение тарифа и появившаяся возможность отказаться от услуги, которой не пользуются, привели к тому, что некоторая часть населения обратилась в абонентский отдел проводного радиовещания с соответствующим заявлением, и была освобождена от уплаты за радиоточку. Каково же было удивление людей, когда в январе 2008 года вместе со счетами за телефон им был выставлен счет за радио, причем начиная с декабря 2007 г. Счет получили и те, кто уже несколько лет как были освобождены от платы за эту неиспользуемую ими услугу. Началось массовое паломничество граждан на Ришельевскую, 26, и на Нежинскую, 44, для выяснения отношений. Мне тоже пришлось отправиться в Центр телекоммуникационных услуг ОД ОАО "УКРТЕЛЕКОМа", причем дважды - мое первое заявление, в котором указывалось, что я освобождена от уплаты с 2004 года, не возымело действия, мне снова был выставлен счет уже за февраль, а деньги, внесенные в качестве февральской абонплаты за телефон, ушли на оплату радиоточки за декабрь-январь. Во время второго похода в абонотдел я оказалась в очереди взволнованных пожилых людей, взбудораженных слухами о том, что кому-то уже отключили телефон, поскольку деньги за него "ЗАБРАЛА СЕБЕ СЛУЖБА РАДИО". Такие же встревоженные звонки поступили и к нам в редакцию "Порто-франко". Поэтому было принято решение встретиться с руководством "УКРТЕЛЕКОМа" и выяснить все интересующие потребителей вопросы.

Встретиться со мной любезно согласился заместитель начальника по вопросам продажи услуг ЦТУ (Центр телекоммуникационных услуг) Александр Александрович ЧАЙКОВСКИЙ.

- Александр Александрович, вот уже два месяца, как радиоточку можно назвать "горячей". То, что "УКРТЕЛЕКОМ" взял на себя сбор абонентской платы за радио, вызвало ряд вопросов и волнений. Почему "УКРТЕЛЕКОМу" понадобилось брать на себя еще одну функцию?

- В первую очередь потому, что проводное радиовещание - это услуга, которую предоставляет именно компания ОАО "УКРТЕЛЕКОМ".
Да, до сих пор оплата этой услуги шла через ЖЭКи, а затем ДЭЗы. Однако реорганизация в службах коммунальных хозяйств привела к тому, что ДЭЗы перестали производить с нами расчет, а в итоге страдают потребители. С некоторыми ДЭЗами пришлось даже судиться. Судами уже вынесены три решения о взыскании задолженности в пользу ОАО "УКРТЕЛЕКОМ". Правда, мы пошли навстречу ДЭЗам и согласились на то, что свою задолженность они будут нам выплачивать по согласованному с нами графику.

- Это наша одесская инициатива?

- Да. Но мы не одиноки. Такое же решение приняли и в некоторых других филиалах "УКРТЕЛЕКОМа"

- Вы сказали, что от того, что ДЭЗы с вами не рассчитывались, страдали потребители. Как рядовой гражданин ощущал на себе то, что его деньги осели в службах ЖКХ?

- Недоплата за оказанные услуги по радиовещанию сказывается на рентабельности этой отрасли ОАО "УКРТЕЛЕКОМ", а это приводит к ухудшению качества обслуживания из-за невозможности приобретать и модернизировать оборудование.

- Учитывая то, что сейчас посыпались заявления об отказе от услуг проводного радиовещания, не потеряете ли вы больше, чем найдете?

- Не думаю. Во всяком случае, давно пора провести инвентаризацию базы данных, уточнить, сколько реально есть у нас абонентов, пользующихся услугами радиовещания. По данным на 1 февраля 2008 года - это 125 тысяч абонентов.

- По сравнению с тем, сколько радиослушателей было в СССР, - это ничтожная цифра.

- В СССР была 100 % радиофикация домов. Не забывайте, что проводное радиовещание имеет стратегическое значение. Оно дает возможность оперативного оповещения населения в случае экстремальных ситуаций, объявлений МЧС и так далее. Эфирное радио не столь надежно, его можно заглушить.

- А как обстоит сегодня со 100 % охватом? Радиофицируются ли дома в новостройках?

- При оформлении документации на строительство дома строительным организациям обязательно предоставляются технические условия на телефонизацию и радиофикацию строящихся объектов. Без этих составляющих пакет документов не выдается. Другой вопрос, все ли будущие квартировладельцы захотят воспользоваться услугами проводного радиовещания.

- Я понимаю, что речь идет о многоквартирном доме. Но есть и частные дома - коттеджи. Как быть, если их владелец пожелает провести себе радиоточку? Куда обращаться и во сколько ему это обойдется?

- Начинать придется с управления архитектуры. Нужен запрос. Дальше, исходя из технических условий, будет определяться стоимость работ. Если до ближайшего распределительного устройства не более 40 метров, то стоимость подключения будет 4 гривны для физического лица и 10 гривен для юридических лиц. Если расстояние до распределительного щита превышает 40 метров, то возникает необходимость в подготовке технических условий. Цена этой услуги может колебаться от 113 до 117 гривен. Ну а стоимость самой установки радиоточки определяется уже по составленной смете.

- Учитывая 100 % радиофикацию строящихся зданий и далекое от 100 % число желающих пользоваться услугами проводного радиовещания, какова рентабельность этой отрасли?

- Эта услуга не рентабельна. Но, повторяю, проводное радиовещание имеет стратегическое значение....

- Включив счет за радио в счет за телефон, вы убили двух зайцев. С одной стороны, исчезла зависимость от ДЭЗов, с другой стороны, понятно, что сами потребители будут более регулярно вносить плату за радиоточку. Объяснение напрашивается само собой. Далеко не все платят за квартиру своевременно. Иные умудряются задолжать за год и даже больше. Но за телефон все стремятся уплатить своевременно. А то еще, не дай Бог, отключат. А заодно и радиоточка будет оплачиваться. Так что упорядочение оплаты абонентов и инвентаризация базы данных - это, безусловно, правильные меры. Но при этом трудности и волнения легли на плечи потребителей. Люди молодые и обеспеченные не станут бегать из-за 1 гривны 80 копеек - я уже убедилась в этом, им время слишком дорого. Бегают пожилые и малообеспеченные люди. Им приходится ездить, чтобы подать соответствующее заявление (а случается и не раз, как следует из моего личного опыта), стоять в очереди и волноваться, не отключат ли телефон.

- Никому мы телефон не отключаем. Если повторно пришел счет за радиоточку, это не страшно. К маю мы уточним нашу базу данных и всем все пересчитаем. Кроме того, незачем всем ездить на Ришельевскую или на Нежинскую. У нас по городу Одессе и в Южном расположены 34 отделения "Телекомсервис", в которых можно оставить заявление о снятии радиоточки, а также на установку или снятие телефона, на установку ADSL и дополнительные услуги. Узнать адрес и номер телефона ближайшего отделения "Телекомсервис" потребитель может по телефонам 09 или 076. Еще раз повторяю, людям волноваться не нужно.

- Тогда, возможно, нужно было бы в присылаемых на дом счетах "УКРТЕЛЕКОМа" сделать короткое оповещение о ситуации. На этих счетах часто попадаются рекламные предложения различных телекоммуникационных услуг, оповещения об акциях. Это прекрасно. Но, мне кажется, что ваш долг был коротко оповестить людей о том, что упорядочение абонентской базы им ничем не грозит. Тем более, что, например, оператор службы 10-88 лично мне ответила: если я не оплачу вторично за февраль или если деньги, засчитанные в качестве уплаты за радиоточку не вернут в графу "абонплата", то мне могут отключить телефон. Надеюсь, я - человек достаточно грамотный, чтобы не поверить в такой вариант событий, а каково старикам?

- Наверное, действительно, следовало бы дать разъяснение в счете. Мы всегда будем рады рациональным предложениям. А что касается оператора службы 10-88, я разберусь, почему такие дезориентирующие ответы. Никто по два раза за телефон платить не должен. А все, что переплачено, будет пересчитано.

- Кстати, вы начали взимать оплату за радиоточку с декабря. Но многие люди успели заранее оплатить квартплату в ДЭЗы до конца года. То есть у них плата за радиоточку была внесена за декабрь на расчетный счет ДЭЗа.

- При предъявлении квитанции и соответствующего заявления мы учтем и эту оплату.

- Александр Александрович, поскольку вы сказали, что рады учитывать рациональные предложения, то внесу такое: выдавать при оплате за телефон не обезличенный кассовый чек, из которого не видно, что за что внесено, а как делает ЦСС - в их квитанциях все разнесено по графам. И тогда не будет такого недоразумения, когда вы платите за телефон, а деньги уходят на оплату радио. Даже из универсамовского чека видно, сколько вы уплатили за хлеб, сколько за молоко, а чек, который выдают при оплате услуг "УКРТЕЛЕКОМа" - это крошечный кусочек бумаги, который легко потерять, и при этом абсолютно не информативный. Кстати, в присылаемых счетах "УКРТЕЛЕКОМа" есть такой нонсенс. В графе "Долг на 1-е число текущего месяца" стоит сумма, включающая абонентскую плату за этот месяц. Я понимаю, что "УКРТЕЛЕКОМ" предпочитает 100 % предоплату, но нельзя же авансом включать эту предоплату в долг.

- Я вас понял, но мы использовали программный продукт, который нам присылает Киев. А буквально вчера получили письмо, в котором указано, что обязательная предоплата отменена с 1 марта сего года.

Я очень надеюсь, что эта публикация успокоит граждан. К маю мы уточним нашу базу данных об абонентах проводного радиовещания, и жизнь войдет в свою колею.

Беседовала Елена КОЛТУНОВА.

На фото зам. начальника
по вопросам продажи услуг ЦТУ
А. А. Чайковский.