Номер 05 (852), 09.02.2007

КОМПЕТЕНТНЫЙ СОБЕСЕДНИК

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ БЕДУ

Моряки, подписывая контракты с иностранными компаниями, из-за незнания языка и некоторых юридических нюансов, нередко попадают в неприятные ситуации, которые можно предупредить, обратившись в морской профессиональный союз. Об этом нам рассказал председатель Федерации морских профессиональных союзов Украины Николай Николаевич Барский.

— С какими основными проблемами сталкиваются моряки в рейсе?

— Основная проблема для моряков – это недобросовестные судовладельцы и крюинговые агентства. Моряк, устраиваясь на судно, заключает контракт. Если контракт недостаточно добротен, то могут возникнуть проблемы с выплатой зарплаты и компенсацией по травматизму.

— Но разве нет единой формы контракта, который заключают судовладельцы с моряками.

— В международном контракте ITF оговариваются все пункты социальной защищенности моряков. Но некоторые судовладельцы отступают от него, исключая значимые пункты для моряков. Это позволяет им незаконно списать моряка на берег, не выплатить ему заработную плату, вычесть деньги за проезд (указав в контракте, что моряк два месяца находится на испытательном сроке) или не рассчитаться с семьей погибшего моряка.

Сегодня моряки вышли на международный рынок труда, где действуют совершенно другие законы, где нет стандартов, которые были в эпоху советского флота. Этот рынок труда многолик. Для серьезных судоходных компаний выполнение контракта – дело чести. А для мелких фирм, которые имеют 1-2 судна и занимаются шипингом (перевозкой груза) эпизодически, главное – извлечь выгоду для себя. Поэтому они занижают страховые стандарты, экономят на воде и еде, сокращают заработки морякам, недостаточно комплектуют экипаж, в связи с чем моряки выполняют сверхурочные работы, которые им не оплачиваются.

— Какой контингент моряков в большинстве случаев попадает в неприятные ситуации?

— В основном, это рядовые моряки. Международный морской рынок больше востребует офицерский состав, предлагая хорошие условия и стараясь соблюдать правила игры. Украинским офицерам за ту же работу платится меньше, чем их иностранным коллегам. Поэтому сейчас иностранные фирмы буквально "с колес" берут наших новоиспеченных офицеров морской академии.

С рядовым составом ситуация похуже. Конкуренцию украинским морякам составляют филиппинцы и индусы, которым тоже не надо много платить. Из-за сложности попасть в рейс рядовые моряки, дождавшись очереди, подписывают контракт, не осмысливая его до конца. Контракты составляются на английском языке, которым не все владеют. Моряки уходят в рейс, не зная, какие подводные камни их ожидают в дальнейшем.

— С судовладельцами каких стран возникает больше проблем?

— С турецкими, греческими компаниями. В Европе все происходит более цивилизованно. Еще зависит от того, куда судно заходит. Если в порты Африки, правды тяжело добиться. Был такой случай, на одном судне отказались выплачивать заработную плату. Но когда судно двинулось в Европу, хозяину пришлось заплатить.

— Как моряк может уберечься от беды?

— Для этого и существует наш морской профессиональный союз. Здесь может получить совет и помощь специалистов любой моряк. Став на учет в морском профессиональном союзе, моряк уже не предоставлен сам себе. Перед уходом в рейс он всегда получит необходимую информацию о судовладельце, нанимающем его, о контракте, нюансах, которые следует учитывать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. К нам всегда можно позвонить прямо из рейса, чтобы разрешить возникшую проблему. Был такой случай: в рейсе заболел моряк. Списывать его на берег не разрешали. Судно должно было совершить еще тяжелый переход из Средиземного моря в Америку, который моряк бы не выдержал. Мы надавили на компанию и получили положительное решение. Таким же способом решился вопрос, когда к нам обратилась жена моряка, у которого закончился контракт, но домой его не отпускали. Наше вмешательство помогло.

— А если моряк попал в беду, но не состоит на учете профессионального союза?

— Мы помогаем всем, кто к нам обращается. Только за последний год нас посетили более тысячи моряков. Мы специально обозначили наш отдел как "Специальный отдел моряков", чтобы люди знали, что есть центр, где им помогут. Недавно был случай с российским судном (судовладелец "Тотус" в Словении). К нам обратились моряки, у которых возникла угроза невыплаты заработной платы. Мы связались с инспекторами в порту, где стояло судно. Проблема была улажена. Моряки получили деньги.

— Какой процент обращений в профсоюз составляют положительные результаты решения проблем?

— Положительный результат будет в том случае, если моряк предоставит все документы, подтверждающие его правоту. Поэтому мы предупреждаем: уходя в рейс, оставляйте своей семье копию контракта и других документов, на которые потом можно будет сослаться и предъявить судовладельцу. Списываясь с парохода, возьмите расчет и справки, чтобы можно было подать претензию страховому клубу. В противном случае весьма тяжело восстанавливать эти документы.

К тому же, когда моряк ставит свою подпись под контрактом, значит, он принимает его условия. А то, что он недопонял или не осмыслил, уже его проблема. Судовладельцы этим пользуются. Но нам удается в большинстве случаев выиграть дело. За прошедший год мы добились 697 положительных решений.

— Какими методами вы пользуетесь, чтобы добиться правды?

— Во всем мире существуют организации профессиональных союзов моряков и докеров. Благодаря их деятельности осуществляется контроль за соблюдением прав моряков. В экстренных случаях мы обращаемся к инспекторам, работающих в различных портах мира. У нас есть справочник всех инспекторов мира. В большинстве случаев проблемы решаются мирным урегулированием, судовладелец исправляет свою ошибку. Иногда предпринимаются более строгие меры – арест судна. Так в Николаеве арестовали судно российской компании "Трейдер". Морякам не выплачивалась зарплата и компенсации. Судовладельцу пришлось лететь из Находки, где находится фирма, чтобы решить дело. Когда деньги были выплачены морякам, судно было освобождено. Сейчас мы занимаемся делом судна "Одиск", на котором погибли от отравления два моряка – украинец и россиянин. Мы уже подали иск в суд от семьи украинского моряка. Скоро должны подъехать родственники россиянина, с которыми мы тоже будем работать.

— Морской рейс – это всегда риск. Должны ли получать компенсации пострадавшие в рейсе?

— Да. Судовладелец обязан выплачивать компенсацию пострадавшему или семье погибшего моряка. Это должно быть указано в контракте. Правда, некоторые компании делают поправку, уточняя: "исключая естественную смерть моряка". В рейс обычно идут моряки от 20 до 40 лет рядового состава и до 60 лет – офицерского состава. И что значит "естественная смерть" здорового (больных в рейс не берут) мужчины? Правда, был случай, когда погиб матрос, болеющий СПИДом. Но компенсацию его семье компания выплатила.

Отправляясь в рейс, моряки зачастую рискуют своим здоровьем и жизнью. И чтобы обезопасить себя и получить вознаграждение за свою опасную работу, надо знать свои социальные права и всегда отстаивать их. А морской профессиональный союз всегда в этом поможет.

Инна ИЩУК.

Фото автора.