Номер 48 (844), 08.12.2006

СКАНДАЛЫ ЮЖНОЙ ПАЛЬМИРЫ

1. СУПРУГА РИШЕЛЬЕ

Герцог Арманд-Эмманюэль де Ришелье в пятнадцатилетнем возрасте, не видя будущей невесты, был помолвлен с представительницей могущественного и богатого рода Розали Рошешуар. Свадьба должна была состояться, когда ему едва исполнилось 18 лет. Накануне бракосочетания Ришелье впервые увидел свою будущую жену и был поражен ее уродством. Произошел крупный скандал. Три дня Арманд-Эмманюэль отказывался выйти из своей комнаты. Но слово было дано, а честь не позволяла его нарушить. Не взглянув ни разу на супругу, Ришелье, выйдя из церкви после бракосочетания, сразу же сел в коляску и вместе с аббатом Лабданом уехал в длительное путешествие по Европе.

Много лет спустя, когда Александр I прибыл в 1815 году в Париж и впервые познакомился с Розали Ришелье, он высказался в интимном кругу: "Теперь я понимаю поведение герцога Ришелье по отношению к своей жене. Мой, дорогой друг, как уродливо и страшно выглядит она! Я уверен, что она очень умна и у нее много добрых качеств, но жениться в возрасте двадцати лет, это требует сверхчеловеческой храбрости глядеть на такое безобразие".

2 ЭТОТ РАССЕЯННЫЙ ЛАНЖЕРОН

Преемник дюка Ришелье граф Ланжерон слыл человеком рассеянным. Когда при встрече прибывшего в Одессу в 1818 году Александра I Ланжерону надлежало вручить государю рапорт, то бедный Александр Федорович, растерянно моргая, долго искал бумагу в карманах: затем рассыпался в извинениях. В свите едва не хохотали. Император-джентльмен улыбнулся и пожал смущенному градоначальнику руку.

Рассказывали: для государя приготовили дом Ланжерона. Проводив гостя в кабинет, после краткого разговора незадачливый управитель по привычке запер дверь на ключ, начисто запамятовав о монархе. Не сразу император был освобожден из нежданного заточения. В момент "освобождения" даже на лице Аракчеева появилось подобие улыбки. Еще бы! Ничего подобного прежде никогда с императорами не происходило!

3. "Я ТЕБЕ ЗАДАМ НАЦИОНАЛЬНЫЙ!.."

Одесский градоначальник (1897-1905) генерал-лейтенант Павел Алексеевич Зеленой был украинофобом. Современники вспоминают: "Прибывшая в Одессу украинская театральная труппа направила антрепренера к градоначальнику за разрешением начать представления. Антрепренер, к несчастью, надел украинскую вышиванку и в этом виде пришел в присутственное место. Зеленой при виде украинской одежды рассвирепел: "Это что за птица? В каком вы наряде?" – "Это... наш национальный костюм, Ваше превосходительство", – "Что? – взревел градоначальник. – Я тебе задам национальный. А ну, пошел вон отсюда!"

4. "АЛЕША ПОПОВИЧ"

Виктор Федорович Косюрин (род. в 1853 г.) учился в Новороссийском (Одесском) университете. За участие в революционной деятельности (кличка Алеша Попович) был арестован и помещен в тюрьму при жандармских казармах. Совершил оттуда побег при следующих обстоятельствах. Главными организаторами побега были революционеры М. Фроленко и Г. Попко. В результате осмотра местности ими был придуман план побега: дождаться, когда Алеше разрешат прогулки по двору, подъехать в назначенный день к казармам в экипаже, подать ему сигнал (пройдет дама и махнет белым платком), и когда он выскочит, увезти его в безопасное место, переодев по дороге в другую одежду. Лошадь решено было брать из татерсаля, где имелся подходящий рысак. Его опробовали во время прогулки и удостоверились, что в нужный день он будет предоставлен хозяином в их распоряжение. Но в назначенный день побега хозяин отказался давать своего рысака и предложил взамен английскую водовозку, мало пригодную для участия в опасном и романтическом побеге из одесской тюрьмы. Это грозило провалом всему предприятию, но делать было нечего. Получив от дамы с платком сигнал, что его ждут, а калитка на улицу уже отворена, и часовой отвлечен разговором с кем-то, Алеша выскочил на улицу и бросился к экипажу. Но застоявшаяся лошадь к отчаянию Фроленко, сидящего на месте кучера, даже не двинулась с места. На крик жандарма сбежался народ, с беглеца было уже сорвано пальто, но в это время перепуганная суматохой лошадь рванула вперед с неудержимой силой и скоро оставила далеко позади незадачливого жандарма и толпу. Костюрина взяли только спустя 2 года и дали 10 лет.

5. ПОДАРОК СТАЛИНУ

Лев Владимирович Добрянский (родился в Одессе в 1864 году), дворянин, выпускник Ришельевского лицея, был одним из лучших в Европе скрипичных мастеров. Инструменты, изготовленные Добрянским, приобретали знаменитые коллекционеры Шреккер, Кнопп, Мендельсон и другие, а также выдающиеся музыканты Кубелик, Бурмейстер, Кеттнер, Иоахим, Розенмайер. В 1902 году Лев Владимирович был приглашен в Германию, чтобы отремонтировать инструменты, принадлежащие князю Баварии Людвигу Фердинанду. Авторитет Добрянского был настолько велик, что его назначили главным хранителем коллекции скрипок Его Величества Николая II. В 1936 году одну из лучших своих скрипок Лев Владимирович передал в "Музей подарков Сталину". Очевидно, вождь оценил значимость подарка, так как Добрянскому мгновенно были улучшены жилищные условия – из чердака, где он жил, его переселили в нормальную квартиру. Скрипки одесского мастера часто путали со скрипками Страдивари.

6. КОНСУЛЬТАНТ ЛУВРА

Одесскому ювелиру-задавахе И.Х. Рахумовскому под предлогом подарка к юбилею известного харьковского профессора была заказана некая золотая корона и предоставлены описания и рисунки с ее изображением. За 8 месяцев ничего не подозревающий Рахумовский сделал работу, получил за нее 2000 тысячи рублей и забыл о ее существовании. Скандал разгорелся позже. Когда парижский Лувр решил приобрести тиару скифского царя Сайтоферна, эксперты мирового класса подтвердили ее подлинность. Музей за огромную сумму приобрел тиару и поместил в одну из своих самых уникальных экспозиций. И только директор Одесского археологического музея Эрнст фон Штерн доказал, что это подделка. Вызванный в Париж Рахумовский подтвердил, что предмет, признанный мировыми экспертами за тиару Сайтоферна, – это его работа. Когда Рахумовскому предложили осмотреть все экспозиции ювелирных изделий, оказалось, что в Лувре находятся еще несколько его работ, проданных музею как подлинники одесскими, киевскими и варшавскими ювелирными и антикварными фирмами за очень большие деньги. После встречи с Рахумовским Лувр не рисковал приобретать что-либо без его консультаций.

7. СКАНДАЛЫ В СЕМЬЕ МОНАРХА

Ее Величество, жена сербского короля Милана Обреновича, Наталья Петровна Кешко, была одесситкой. Ее жизнь с королем – череда семейных скандалов и драк. Король метелил Наталью Петровну, а наша землячка, как истинная одесситка, конечно же, не оставалась в долгу. Однажды между ними произошла драка в карете прямо на улице Белграда. Прохожие отняла свою окровавленную королеву у разбушевавшегося монарха и спрятали в ближайшей пиварне. Вмешалась полиция. Началась потасовка, но сербские мужчины-джентльмены не отдали королеву полицейским. Король Милан вызвал войска, и мостовые Белграда окрасились кровью... Этот известнейший европейский скандал в семье монарха произошел из-за того, что Наталья Петровна хотела отправить наследника престола принца Александра на воспитание и обучение в Одессу, а папа был против. Впоследствии Александр вступил на престол. Последние годы жизни Наталья Петровна прожила в Вене.

8. "РОЯЛЬ ИЗ КАМЕРЫ УБРАТЬ"

Александр Митрофанович Одиноков (родился в 1930 году в Одессе) был начальником одесской тюрьмы. Навыки, приобретенные на этой работе, пригодились Александру Митрофановичу, когда 29 октября 1974 года коллегией Министерства культуры УССР он был назначен директором Одесского государственного театра оперы и балета. Начал с перестановки в кабинете: приказал убрать ковры и вынести белый рояль. На доводы о том, что рояль необходим в кабинете директора, так как, во-первых, сюда приходят композиторы, а во-вторых, этот рояль в свое время еле затащили, Александр Митрофанович категорично отрезал: "Повторять не буду. Рояль из камеры убрать". Однажды во время репетиции оперы вышел на сцену, остановил репетицию, указал рукой на группу хористов и спросил: "Почему эти товарищи не поют?" Ему стали объяснять, что существуют вступления, паузы и тому подобные профессиональные тонкости. В ответ на это директор сказал: "Я этих ваших пауз не понимаю, потому что хор – это когда все поют вместе. Еще раз увижу, что кто-то уклоняется от пения, – уволю". Через 4 года работы Одиноков сам попросил освободить его от занимаемой должности, понимая, что не на своем месте. Впоследствии он работал начальником "Книготорга".

9. ПО ВЫЗОВУ ВЫСШЕГО РУКОВОДСТВА

С именем первого секретаря Одесского обкома КПСС в 60-е годы Михаила Сафроновича Синицы связаны множество историй и мифов. Вот, например, такая легенда. Однажды Синица прибыл в гости на один из теплоходов. В этот день судно должно было отплыть в круиз по Средиземному морю, но первый секретарь разгулялся настолько, что выставил капитана из каюты, и, в общем, отказался уходить с судна. Взволнованный капитан позвонил начальнику ЧМП: "Что делать?" – "Ждать" – ответил руководитель пароходства Данченко. Однако иностранные туристы стали волноваться, и судну пришлось отплыть из Одессы. Тем временем из Москвы позвонил председатель Совета Министров СССР Косыгин и попросил Синицу. "Он на полях области", – был ответ. "Найдите", – потребовал Косыгин. Потом он позвонил вторично и дал команду: "Чтобы завтра к 12-ти часам Синица был в Москве". На судно полетела радиограмма... Михаил Сафронович не опоздал на совещание в Москву. А выглядело это так: в Средиземном море в полумиле от советского пассажирского судна всплыла подводная лодка, на которую в шлюпке доставили всего одного пассажира, после чего лодка погрузилась в морскую пучину. Всплыла она возле островной военной базы, где Синицу ждал реактивный истребитель. На месте второго пилота он и прилетел в столицу нашей Родины. Когда Суслов доложил обо всем Брежневу, тот рассмеялся и сказал: "Остроумно придумано. Не опоздал". Кстати, это был далеко не единственный случай, когда Михаил Сафронович упоминался на самом высшем уровне. Как-то раз на одном из съездов Суслов подсел в президиум к Брежневу и сообщил: "Там пьяный Синица, на лестнице. Еле ползет". – "А куда он ползет?" – поинтересовался генсек. "В зал". – "Вот видишь, – прошепелявил Брежнев, – он настоящий коммунист. Даже в таком состоянии тянется к товарищам по партии".

10. АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА

(История от первого лица)

Произошло это в 1968 году. Я с призванными для работы в военпроекте солдатами выпускником Одесского театрально-художественного училища Олегом Шентисом и окончившим художественно-графический факультет Одесского пединститута (Гарей или Кастулиным, уже не помню) задержались, выполняя срочное задание. Уходили последними. На посту скучал часовой. Тогда на телеэкранах демонстрировался фильм "На каждом километре". Там был эпизод, в котором при автоматной очереди вылетали стреляные гильзы. Спросил у часового, видел ли он фильм? Тот показал, как примерно так же (под действием пружины) веером выбрасываются патроны. Потом эти патроны собирали с пола и часовой стал заправлять их в рожок автомата. Одного недоставало... Пока патрон искали, я попросил показать АКМ (автомат Калашникова модернизированный), который только стал поступать на вооружение. Как же, знакомясь с оружием, не нажать курок? Предварительно поинтересовался, не случится ли чего? "Нет, – ответил часовой, – рожок ведь я снял". По какому-то наитию я все же отвернул ствол, упиравшийся в Шентиса (в тамбуре было тесно), и, ожидая холостого щелчка, дернул спусковой крючок... В замкнутом объеме выстрел прозвучал невероятно громко, хлестнул по остекленным дрогнувшим дверям, пуля ушла глубоко в стену из ракушечника. Сверху, из приемной заместителя командующего встревоженный дежурный офицер спросил: "Что? Выстрел на посту?!" Часовой порекомендовал нам поскорее уйти, достал ершик и прочистил закопченный канал ствола. Еще проветрил от пороховых газов помещение поста. Дежурному доложил, что выстрел произошел случайно, при перезарядка. Патрон для отчета он после достал, мне осталась на память гильза калибра 7.62... Почему же автомат выстрелил? При снятом рожке патрон, который все искали, спокойно лежал в патроннике...

Минуло 38 лет. В этом году один из лучших сценографов Европы, главный художник Московского театра имени Ленинского комсомола, народный художник России, лауреат Государственной премии России, профессор Олег Арнович Шентис скоропостижно скончался на съемках в Одессе. Об этом печальном событии сообщили СМИ России и Украины, в том числе и наша газета.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.