Номер 03 (799), 27.01.2006

К 165-летию со дня рождения Архипа Ивановича Куинджи

СВЯТАЯ СИЛА КУИНДЖИ

О "Заходящем солнце на избушках" И.Н. Крамской, глава и разум передвижников, раздраженно писал: "Я совершенный дурак перед этой картиной! Я вижу, что самый цвет на белой избе так верен, так верен, что моему глазу утомительно смотреть на него... Через пять минут у меня глазу больно, я отворачиваюсь и закрываю глаза... Неужели это художественное впечатление?" И потом окончательно признает живописно- пластическую систему Куинджи, будет переживать: "Долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник?"

На современников его творчество произвело ошеломляющее впечатление. Одни уверяли, что слышали, как стрекочут сверчки (картина "Вечер на Украине"), другие – что от "Лунной ночи на Днепре" веет прохладой, а третьи вообще утверждали, что в средние века Архипа Ивановича сожгли бы на костре за колдовство. За его "тайной" охотились, его обвиняли в фокусничестве, на его выставках было такое стечение публики и такая давка, какие бывают только во время крестного хода у святой иконы.

Архип Иванович гиперболизировал свет, писал "сверхлуну", "сверхсолнце", "солнечные ливни". С профессором Петербургского университета химиком Д.И. Менделеевым и физиком Ф.Ф. Петрушевским искал научное обоснование законов живописи. Он делил изображение на главное и второстепенное, направляя взгляды зрителей на то, ради чего писал.

Экспрессия, яркое впечатление от его картин сродни импрессионизму, но в них – чисто русские размышления, тяготение к монументальности.

"Искусство – это не игра для развлечения, играть с искусством – тяжелый грех", – говорил профессор Академии художеств А.И. Куинджи своим ученикам. В устах человека, на самом взлете отрекшегося от своей славы, решившего раз и навсегда больше не представлять своих картин публике, слова эти обрели особый смысл. За тридцать лет затворнического труда в мастерской только однажды нарушил он свой зарок, показав созданное им ученикам и друзьям.

"Пережил такое, чего не хочу переживать до смерти. Как будто на кресте распят был", – скажет Куинджи.

Чрезвычайно требовательный к себе, Архип Иванович был требователен и к своим ученикам, не искал у молодежи дешевой популярности, но был окружен ореолом благородства и гениальности. Он воспитал целую плеяду прекрасных художников, таких, как Рерих, Рылов, Борисов, Зарубин, Рущиц, Богаевский, Вроблевский... Он не только учил их соответственно отпущенному каждому дарованию и наклонностям, но и поддерживал материально. И даже когда по несправедливому доносу Куинджи был отстранен от преподавания в мастерской, он не бросил своих студентов до конца дней своих.

"Куинджи был, не только великим художником, но также великим Учителем жизни", – сделает вывод Рерих.

А Богаевский на фотографии, где они сняты всем курсом, напишет: "С нами Куинджи и вся святая сила его!"

В 1909 году он становится основателем Общества поощрения художеств, в которое вложит почти весь свой капитал.

В Одесском художественном музее представлены несколько работ А.И. Куинджи.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.