Номер 30 (673), 08.08.2003

ВОЗВЫШЕННЫЕ СЛОВА ВАЛЕНТИНЫ КОВАЧ

На культурном небосклоне Одессы сияет звездный дар искусствоведа, заслуженного работника культуры Украины Валентины Ковач. Сотни литературных концертов, лекций и экскурсий провела она в нашем городе. Объединив способности исследователя литературы и блестящие актерские качества, она создала в своих многочисленных выступлениях и оставила в памяти тысяч одесситов незабываемые литературные образы великих литературных творцов – Чехова, Куприна, Бунина, Булгакова, Есенина, Ахматовой, Цветаевой, Бабеля, Бродского, Паустовского и многих других поэтов и писателей Одессы.

Постигнув сокровенные замыслы великих творцов и их всепоглащающую мудрость, она распахнула перед нами врата высокодуховной литературы, обозначила вехи судеб ее творцов.

На своих концертах Ковач превращается в волшебную Фею.

Мгновенное движение волшебной палочки, и перед нами возникает гармоничный и одухотворенный облик Анны Ахматовой; прозрачные, сотканные из воздуха и любви образы Тургенева; гениальность и противоречивость мистификаций Булгакова.

Невидимый выразительный акцент и недосказанные стихи Мандельштама и Бальмонта в ее устах уже определяют некий символ, грусть и мечту. Сочные, колоритные и необыкновенные краски создают экспрессию уникального Бабеля; гармонию и вечные истины Бунина...

Динамично и эмоционально она раскидывает радугу слов над головами слушателей. И ее слова закипают. Можно закрыть глаза, и в нашем сознании уже будет не проза, а гармония словесных аур:

...Когда Маяковский с Асеевым в дружестве писали стихи о любви и о мужестве, неугомонные и угловатые..;

...Где Пастернак в бормотаньи восторженном, стремительном, миротворяще-встревоженном, слагал свои строки и тут же выбрасывал, сквозь жизнь пробираясь движением брассовым..;

...Когда над Есениным рдяными красками, пылали все зори рязанские истово; и неожиданный Хлебников числа свои перелистывал и впроголодь пел детворою обласканныый; а Северянин утверждал свое право на слово – только его произвольное новшество...

Ее слова производят воистину чарующий эффект, сотканный из разных мотивов. И мы балансируем на этом ковре, восхищаясь тщательным исполнением, золотом инкрустаций и погружением в великолепные дали. При этом налицо единство – удивительная продуманность разнообразных мотивов, сливающихся под рукой Мастера-дирижера в симфонию.

Стихи загораются среди прозаических строк, как свечи, "в привет всем, кто помещен в пространном объеме любящего, хлопочущего сердца". Ее живая интонация бережно воспроизводит, передает тепло и взволнованность и связывет невидимыми узами родства с Пушкиным, Цветаевой, Пастернаком...

И это не просто рассказы и размышления о поэтах (что само по себе интересно), а влюбленное прочтение чужой судьбы, возвышение, воссоздание усилием любви прекрасных образов великих людей.

Размышления Ковач о доле и уделе поэта, о даре и его воплощении, о личности и мире всегда возвышенны и проникновенны.

Отличительная особенность всех ее выступлений – это тесная связь судеб великих литературных творцов с Одессой. И уже "не провинцией у моря", а вселенской литературной столицей предстает наш город в ее устах. Поэтому в каждом своем выступлении, она проводит параллели и удивительным образом находит то, что связывало великих мастеров литературы с Одессой.

И, наверное, поэтому, таким необыкновенно теплым сиянием проникнуто ее блестящее чтение стихов наших земляков – Ивана Рядченко, Бориса Нечерды, Анатолия Глущака. Она находит свой стиль прочтения, особую неповторимую интонацию и ее слова как бы сливаются с бесконечной мелодией души поэтов. Стремления донести слушателям богатство поэтического таланта отмечено литературными премиями Паустовского и Рядченко.

Свою любовь к Одессе и творениям великих, живших здесь замечательных людей, Ковач выражает и в своих литературных экскурсиях по городу. Они разнообразны: Булгаков, Цветаева, Ахматова, Бабель, Гумилев... или "Литературная Одесса 20-х годов", "Пушкин в Одессе", "Одесса в судьбе Бунина".

Валентина Ковач воистину романтический патриот Одессы. Создав свой стиль, особую неповторимую интонацию и изящество слога, она стала уже неординарным явлением, неотъемлемой частью культуры нащего города, ее достоянием.

Александр ЛЯСКОВСКИЙ, доцент Одесской национальной академии пищевых технологий.