Номер 23 (666), 20.06.2003

МНЕНИЕ

ДЕТИ ИГРАЮТ В "МАТРИЦУ"

На первый взгляд, ничего тут особенного нет – играют и пусть играют. У каждого времени свои герои. Когда-то играли в Чапаева, потом в Штирлица, теперь вот детскими кумирами стали Гарри Поттер и Нео... Но все-таки грустно, что в нашем кинематографе нет героев, достойных подражания. Впрочем, откуда взяться этим нашим героям, когда на экранах – сплошь американская кинопродукция, чаще всего далеко не самая лучшая, ничего не дающая ни уму, ни сердцу.

Остаются телевизор и книги? Как говорится: ой, не смешите меня! По телевизору без перерыва крутят либо милицейско-бандитские боевики, либо слюнявые полудебильные мелодрамы. То же самое, только в печатном виде и в ярких обложках – на книжных лотках и в магазинах. Литературу в школах проходят, вернее, проскакивают, "галопом по Европам". Величайшие произведения величайших классиков, давно признанные не российской, а общемировой ценностью, урезаны в школьных программах до неприличия и переведены в раздел "зарубежная литература". Думаю, что пройдет десяток-другой лет, и вряд ли кто-нибудь из тогдашних выпускников сможет ответить, кто такие Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, не говоря уже о "менее значительных" величинах.

Впрочем, что так далеко загадывать. Недавно мне пришлось беседовать с одним пятнадцатилетним парнем, сыном знакомых, и на вопрос, кто такие Ильф и Петров (на улице имени которых он, кстати, живет), он, помявшись, изрек: "Ну, это... кажется, художники, что ли, коня какого-то рисовали или теленка". (!!!)Комментарии, как говорится, излишни. Кстати, Вера Инбер у этого весьма продвинутого тинейджера стойко ассоциируется с кожно-венерологическим диспансером, а о Багрицком, Олеше и Катаеве он и слыхом не слыхал. Замечу, что этот мальчик – далеко не худший ученик в школе и великолепно разбирается в компьютерах. А что касается мировых культурных ценностей и литературных сокровищ, то кому они теперь нужны, в скором времени они, вероятно, будут известны только узкому кругу специалистов, если таковые вообще останутся.

Догадываются ли об этом те, кто силой данной им власти руководят народным образованием, утверждают телевизионные программы, ведают кинопрокатом и рынком книжной продукции? Видимо, да. Иначе к чему бы расплодилось на телевидении столько игровых шоу, в которых участникам предлагается продемонстрировать свой интеллект? Должно быть, когда уровень этого самого интеллекта достигнет наконец нулевой отметки, все облегченно вздохнут: процесс воспитания новой человеческой формации удачно завершен.

А пока что да здравствуют жуткие монстрики на мультяшных каналах-страшилках, да здравствует Гарри Поттер, летающий на метле, да здравствует Киану Ривз – супергерой современности, властитель разума наших больших и не очень детей!

Только уж очень становится не по себе, когда видишь во дворе пацанов с отстекленевшими глазами, выделывающих немыслимые кульбиты и прижки, оглашающих окрестности воплями: "Я Нео! Я уничтожу тебя!" Нео – это отрицание. Так что же мы отрицаем и к чему идем?

Елена НИКОЛАЕВА.