Номер 48 (638), 22.11.2002

САМЫЙ УМНЫЙ ОРГАН


Рука приглашает, рука угрожает,
Рука салютует, рука отрицает,
Рука – благодарна, рука указует,
Рука соглашается и досадует.
Над всеми частями всего человека!
Прославься, рука, до скончания века?

Джозуэ Кардуччи. "Гимн руке".

В индийской традиции многорукие боги и богини имели знак многократного усиления своего могущества и силы, Известны шаманские изображения в культуре эскимосов, где рука выступает в качестве аналога крыльев птиц. Внутренняя сила шамана символизируется изображением человеческих рук и ног, расположенных по четыре стороны человеческого лица. С этим можно сравнить изображения рук с растопыренными натянутыми пальцами ня ритуальной одежде у некоторых индейских племен. Эта информация уже давно сопоставлена с часто встречающимся у многих народов способом ограждения от нечистой силы посредством жеста – выдвижением вперед руки с растопыренными пальцами.

Рука может удерживать не только материальные объекты, что доказывает известное выражение "взять власть в свои руки", Власть руки часто встречается на хеттских государственных договорах, где руки обнимают союзника, что близко к современному знаку – поднятию руки как жесту голосования. В доколумбовой Мексике парные изображения рук того же типа, что встречаются на эскимосской одежде, обнаруживают главным образом связь с культом богини Земли у ацтеков. Ее отличительный знак – симметрично расположенные кисти рук.

В Египте женщина-богиня изображается символом священной руки, что особенно показательно в случае Исиды, культ которой связан с мифом об отрезанной ею и брошенной в воду руке сына Гора после того, как он был осквернен своей связью с Сетом. Причем Сет выступал в роли женщины, и обе его руки стали синовьями Гора.

Последний вавилонский царь Валтазар, сын знаменитого Навуходоносора в ночь взятия Вавилона устроил пир, на котором все время прославлялись языческие боги. В разгар пира, где настольными чашами служили драгоценные сосуды, захваченные в иерусалимском храме, появилась рука, которая начертала таинственные слова: "3а что и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин". Их не смогли разгадать сидящие на пиру вавилонские мудрецы. Слова истолковал Даниил и предсказал гибель Вавилона.

Три руки Будды – это поздние символы. Сравнительно недавний сувенир – рука Будды – датируется 1800 годом.

Насчитывается более 2 тысяч символических жестов руки. Руки – самый умный орган, говорящий символическим языком. Они жалуются, плачут, проклинают, прогоняют, бьют, ласкают. Когда человек нервничает, его почти всегда выдают руки: то дрожат пальцы, то их мнут, то некуда девать кисти. Князь Сергей Михайлович Волконский делил руки на три участка: от пальцев до запястья, от кисти до локтя и от локтя до плеча. Это деление он взял у одного из первых исследователей семантики жеста Франсуа Дельсарта, который составил первые семантические таблицы жестов, используя принцип триединства. Например, концы пальцев – фаланга, начало основания пальцев – конец пальцев, основание фаланги – запястье. Каждая часть этих делений несет свое постоянное значение. Концы пальцев – ум, и жест указательного пальца у виска – "не все дома" подтверждает эту позицию. Основание фаланги выражено кулаком – проявление характера – жест "сжав пальцы в кулак". Запястья означают чувства (жест висящей кисти или собачья лапа). В дворянской России у барышень воспитывали руки, и почти невозможно было встретить даму с жестом висячей руки. Дама "умела держать себя в руках". Чем ближе жест руки к телу, тем более он обретает конкреные значения в зависимости от приближения к его определенному участку. Чем дальше от тела, тем жест абстрактней, обретает символические формы, и тогда нельзя проследить, от какого участка тела он происходит. Локоть – проявление характера. Недаром в народных танцах много выставленых локтей (жест – "руки в боки"). Плечо обозначает термометр чувства. Если оно поднято над нормальным уровнем, значит, градус эмоций достаточно высок, если опущено – состояние подавленное.

Жест "кукиш" – фигура из трех пальцев: палец Марса помещается между пальцами Сатурна и Юпитера. Раньше рассматривался как магический оберег, в настоящее время обозначает метажест отказа. Весьма распространенный жест – руки, скрещенные на груди, с чуть опущенной головой. Это символ скрытой угрозы. Также распространен жест "пошел вон – движение руки от плеча. Накрываемое ладонью темя – знак обмана, иллюстрируемый басней Крылова "Демьянова уха": Демьян закрыл темя руками – опять обманули.

Рука на эмблематическом уровне "рука, расцарапанная колючим растением". Латинская надпись в рисунке гласит: "Не рви мои листья, иначе твои нечестивые руки поранятся моими колючками".

Рука – это пять точек, пять пальцев, пять камней, она скрывает пятиконечную звезду.

Рука алхимика (см. рисунок): над большим пальцем корона и Луна обозначает селитру-повелительницу; над указательным пальцем Юпитера шестиугольная звезда – это железный римский купорос; Солнце над средним пальцем Сатурна обозначает нашатырь; фонарь над безымянным пальцем Аполлона – символ квасцов; ключ над мизинцем – поваренная соль.

Традиции руки существовали и на Руси. Есть поверье о "славной руке", мечте квартирных воров. Это засушенная рука мертвеца, которая наводит на бодрствующих непробудный сон. Просить руки или отказать в руке было в свадебном кодексе символом будущей женитьбы.

В словесных выражениях "рука" тоже принимает символическое звучание: например, говорят "рука руку моет". Это связано с ритуальным омовением рук, где процедура мытья рук смывала виновность и выражала нежелание брать вину на себя. Отсюда выражение Понтия Пилата "я умываю руки".

"Рука Москвы" – тайные пути власти.

С точки зрения властного выражения интересен жест диктатора: Иосиф Сталин часто встречается на фотографиях с выставленным пальцем. Иногда размер пальца отца народов не устраивал, и его удлиняла винтовка. Это пренебрежительный жест Юпитера.

Пожатие рук – самый универсальный символ дружбы, братства, приветствия, соглашения, поздравления, примирения или – в браке – преданной любви.

Оранта – иконографический тип Богоматери, сложившийся в средневековый период. (От лат. orans – молящийся). В раннехристианском искусстве – изображение молящейся фигуры с поднятыми руками. Присутствует и на более древних изображеннях. Одна из древнейших египетских скульптур, ей около 6000 лет, изображает парящую женскую фигуру с воздетыми вверх руками. Этот символ очень часто встречается в иконопочитании. Здесь текст и слово связаны с реализацией чести. В целом у этого символа-жеста высокая напряженность, соединенная с высочайшим смирением.

И, может быть, не только из соображений безопасности, когда хотят взять в плен, заставляют поднять руки над головой.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.