Номер 50 (795), 23.12.2005
(Окончание. Начало в №№ 43, 45-49.)
5. НЕ ПРОДАЕТСЯ ВДОХНОВЕНЬЕ, НО НУЖНО КИНОФИЛЬМ ПРОДАТЬ
Когда мы писали об особых событиях МКФ "МОЛОДОСТЬ", мы не акцентировали внимания читателя на еще одном неординарном событии. О состоявшемся в рамках фестиваля кинорынке "МОЛОДОСТЬ" упомянули лишь походя. Вместе с тем кинорынок это неотъемлемая часть киноиндустрии. Он связывает кинопроизводство и кинопрокат. Кроме того, нынешний кинорынок был в независимой Украине первым, к тому же международным. Среди 21 павильона участников можно было насчитать немало зарубежных. Не говоря уже о России и Грузии, привлекали к себе внимание известные фирмы из дальнего зарубежья: Бавария-фильм Германия, Вайд Франция, МК-2 также французская фирма, сотрудничающая еще с Годаром и Ренуаром и представляющая почти все современное кино Франции. Целлулоид-Дрим и др.
Среди фирм-участниц кинорынка были и прокатчики, и продюсеры, и производственники. Был киоск полиграфической продукции Информ-кино, выпускающий журналы, позволяющие ориентироваться в мире выпускаемой кинопродукции, в ситуациях на кинорынках. Были представители международных российских кинорынков, интересы которых не могут не пересечься с интересами украинских производственников и прокатчиков. Кстати, россияне привезли на Киевский кинорынок свой последний нашумевший фильм "Итальянец" Андрея Кравчука (ряд международных премий и номинация на "Оскара").
Чтобы судить об объеме кинопродукции предлагаемой на Киевском кинорынке, достаточно обратиться лишь к одному из участников, к дистрибьюторской фирме "Фабрика-кино", которая привезла на кинорынок "Молодость" 100 фильмов и с успехом продемонстрировала на большом экране кинорынка документальную драму об истории Русской Православной Церкви. В этой ленте, названной "Земное и небесное", снялись такие звезды, как А. Петренко, С. Любшин, В. Золотухин, И. Купченко, Н. Михалков, В. Заманский, Ф. Бондарчук, Ю. Шевчук и В. Ильин.
Фирма представляет украинские, российские ленты и фильмы дальнего зарубежья. Покупая готовый продукт (лицензию и права), фирма распространяет ее по всей Украине. Для "Фабрики-кино" кинорынок это новые контакты и связи.
В отличие от "Фабрики-кино" крупная фирма "ПРЕ-Продакшн" работает только на себя. Это Киевское производственное объединение предлагает массовому зрителю полнометражные художественные фильмы для большого экрана. Последний их проект фильм о любви на фоне "оранжевой революции".
От кинорынка фирма ожидает не только установления новых контактов, но и возможности объединения кинематографистов для лоббирования своих интересов на законодательном уровне. Во время моей беседы с руководителем PR-отдела фирмы Павлом Солодько разговор коснулся такой щекотливой темы, как техническое и технологическое несоответствие украинской кинопродукции требованиям современных кинотеатров.
Солодько подчеркнул, что в нынешней ситуации все решают не КАДРЫ, а деньги. Потому что украинские специалисты имеют достаточно высокий уровень. Они принимали даже участие в создании спецэффектов в блокбастере "Властелин колец".
Поэтому "Пре-продакшн" сейчас идет на расходы, стараясь закупить современное импортное оборудование.
Заинтересовала меня и компания "Закрытая зона", поскольку 5-й канал не раз демонстрировал под таким названием журналистские расследования. Продюсерский центр "3акрытая зона" родился действительно, из этой передачи. Они уже опробовали свои силы на большом экране показали фильм "Последняя смена". Успех картины показал, что их проект жизнеспособен. Сейчас готовится к выпуску новая картина "День седьмой", где также все будет абсолютно документально, никаких домыслов, только свидетельские показания. Для телевизионного просмотра фильмы будут переводится на ВХС и DVD. Учитывая разные вкусы потребителя, фирма собирается расследовать не только резонансные убийства, но и просто "душещипательные истории" и истории с детьми а-ля латиноамериканское кино (подобные истории случаются и у нас). От кинорынка, как и все, фирма ждет новых связей, ищет потребителей своей продукции.
Интересный разговор состоялся с представителем дистрибьюторской фирмы "Артхаус-Трафик", с которой сотрудничают и наши одесские киноцентры. Само название фирмы указывает на избирательность в выборе картин и ограниченность центров демонстрации. Вместе с тем отмечено, что на артхаусное кино устремилась молодежь (старые киноманы составляют лишь 5-7 % зрителей).
На сегодняшний день артхаусные фильмы это... МОДНО, не смотреть их плохой тон, в моде также долгие обсуждения увиденного. Что ж... не мытьем, так катанием.
Сотрудники фирмы отсматривают все кино-сайты, пользуются услугами своих информаторов (иногда это случайные люди, увидевшие пиратскую копию), но кинорынок позволяет им окунуться в концентрированную атмосферу кино.
Присутствовала на кинорынке и ассоциация содействия развития кинематографа в Украине. Ее цель объединение кинематографистов Украины, создание продюсерской лиги.
Естественно, что побеседовать с представителями всех фирм участниц кинорынка я не могла. Но не могла и не поговорить с отцом "новорожденного" с Генеральным директором МКФ "МОЛОДОСТЬ" Андреем Халпахчи, которого я попросила рассказать об истории создания кинорынка.
Мысль о кинорынке появилась лет 10 назад, когда фестиваль "Молодость" официально получил статус международного. Уже тогда ассоциация кинопродюсеров стала запрашивать, будет ли при фестивале работать кинорынок. Наличие кинорынка имеет огромное значение. Кинорынок способствует тому, чтобы фестиваль стал по настоящему международным. Так что мысль о кинорынке мы вынашивали долго. Но было нецелесообразно его устраивать, когда не развивался внутренний рынок Украины, когда не было покупателей. А когда нет покупателей, незачем приглашать продавцов. Рынок это продавец товар покупатель. Зачем нужен был бы Одессе "Привоз", если бы не было покупателей? Кроме того, на прилавке должен быть товар, при том качественный и красиво упакованный.
Когда стала увеличиваться сеть кинотеатров, когда появились отечественные дистрибьюторы, мы почувствовали, что время пришло, что мы можем продавать, можем попробовать организовать первый кинорынок. Нам помогла в этом компания "Киноэкспорт". Не будем утверждать, что первый МКР это такой уж большой кинорынок. Нынешний кинорынок тестовый. Это наша заявка. Мы показали, что есть "Привоз", есть место, где можно торговать и есть чем торговать. Лишь теперь кинорынок нужно создавать по-настоящему. Мы надеемся, что на следующий год рынок будет более широким. Мы проанализируем количество свершенных сделок, число проданных украинских фильмов, куда они пошли. Сколько зарубежного кино закуплено Украиной напрямую, и т.д. И тогда те иностранные компании, которые сегодня приняли участие в первом кинорынке "Молодость", уехав, будут рассказывать своим коллегам, что торговать можно и нужно в Киеве.
То есть нужно торговать на "Привозе", а не стоять на углу Дерибасовской.
Андрей Яковлевич, что-то вы испытываете какие-то особые чувства к Одессе?!
Конечно. Ведь в Одессе родились мои мама и бабушка. Без Одессы Украина невозможна.
На этом лестном для нас, одесситов, утверждении наша беседа с Андреем Халпахчи закончилась, а рынок лишь набирал обороты, и уже в первый день начали намечаться сделки.
P.S. Подводя на заключительном вечере МКФ "Молодость" его итоги, Андрей Халпахчи сообщил, что по числу, по географии сделок рынок превзошел ожидание.
И еще. Руководством фестиваля задумана большая программа прокатывать фестивальные фильмы весь год, до следующего фестиваля. Конечно, не все картины, но многие попадут в рубрику "Прокат фестиваля", например, такие ленты, как "Гарпастум" Алексея Германа-младшего и "Мандарлей" Ларса фон Триера.
Елена Колтунова.