Номер 47 (1341), 9.12.2016

ГРОМАДЫ:
ПЕРВЫЕ УСПЕХИ И НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Одним из главных условий успешного выполнения Соглашения об Ассоциации с ЕС для Украины, ставшей на европейский путь развития, является реформирование системы местного самоуправления и проведение децентрализации, которая определит будущее страны. Потому такое внимание уделяют наши читатели публикациям "Порто-франко" на эту тему.

На вопросы, которые они адресовали газете, мы попросили ответить председателя Всеукраинской Ассоциации содействия самоорганизации населения Андрея КРУПНИКА.


"Где, кроме Беляевки, прошли Стратегические сессии?" (Алла Потапова, активист села Черноивановка).

- В Доброславе при участии общественных экспертов нашей Ассоциации такая сессия прошла еще 28 января с. г. В результате обсуждения была заложена основа для Стратегии комплексного развития Доброславской поселковой громады на ближайшие четыре года. А 5 ноября сессия Доброславского поссовета утвердила Стратегию развития до 2020 года.

"Насколько реально выполнение задач по итогам Стратегической сессии в Беляевке?" (Андрей Новиков, Одесса).

- Учитывая, что в разработке Стратегии развития ОТГ до 2020 года принимали участие более 60 заинтересованных жителей, среди которых были предприниматели, представители бюджетной сферы, органов власти, депутаты, старосты, местные активисты, можно уверенно сказать, что цели и задачи были поставлены реальные.

Участники сессии разделились на семь групп по направлениям развития ОТГ, которые были определены как приоритетные на предыдущих этапах исследования в ходе анализа финансово-экономического состояния, проведения фокус-групп и анкетирования. В этих группах разрабатывались такие темы, как улучшение инвестиционного климата, развитие туризма и других видов бизнеса; улучшение благоустройства и транспортного сообщения; совершенствование управления, усиление сплоченности и взаимопомощи в громаде; улучшение школьного, дошкольного, внешкольного образования и воспитания, качества жилищно-коммунальных услуг, условий проживания и экологического состояния территории, социальных услуг и социальной защиты населения, культурного досуга.

В группах по каждому из направлений участники наработали мероприятия, которые затем представили присутствующим.

Среди предложений - строительство торгово-развлекательного центра, создание ОСМД, местной ассоциации предпринимателей, коммунального предприятия по строительству и содержанию дорог, сортировка отходов, организация кружков для детей в присоединенных деревнях, развитие безбарьерной среды и др.

"Какие есть в нашей области громады, на примере которых можно судить об успехе реформ?" (Наталья Никифорова, общественный деятель, Сергеевка).

Все восемь объединенных территориальных громад (ОТГ) Одесщины имеют свою специфику. Остановимся на двух.

Балтская ОТГ - самая большая в Украине, которая объединила 28 населенных пунктов. Там подобрана команда во главе с Сергеем Мазуром. Тут децентрализации нет конца: все, что можно передать в самостоятельное управление, передано. Так, в селах власть частично передана органам самоорганизации населения (сельским комитетам).

Также создана сеть органов самоорганизации населения в рамках ОТГ. Завершается этот процесс в Пасицелах и Андрияшевцах. Причем руководство не принимало участия ни в каких собраниях. Это - решение самих громад. На территории ОТГ избраны 156 глав микрорайонов.

Для органов самоорганизации населения (ОСН) и для председателей микрорайонов находятся стержневые проблемы. Вокруг них строится работа. В Балтской ОТГ учат людей принимать коллективные решения, проявлять локальные инициативы. Для них проводится конкурс малых грантов. Уже подведены первые итоги, есть победители. Правило такое: вы инициировали - вы и реализуете, а власть вам немного поможет. "Если люди готовы тянуть, надо по возможности отдавать в самоуправление все, что можно передавать. Но мы - недалеко, мы - партнеры, которые всегда готовы посоветовать, помочь", - считают руководители ОТГ.

В Маразлиевской ОТГ Белгород-Днестровского района в течение года бюджет вырос в пять раз. Там сельхозтоваропроизводителей и единоличников поставили в одинаковые условия по уплате налога на землю. На территории ОТГ 18 тысяч гектаров пахотной земли. Принято решение всем установить по 200 грн за гектар, и это дало дополнительно в бюджет 800 тыс. грн.

Община стала первой в области среди тех, кто имеет собственную стратегию развития. Возглавляет общину Александр Чумак, который сумел объединить вокруг себя неравнодушных людей и дал возможность каждому реализовать себя.

В начале сентября состоялась презентация проекта Стратегии развития Маразлиевской ОТГ до 2025 года, которая получила название "Три шага к новым горизонтам". Анализ показал, что громада имеет все шансы стать связующим звеном, своеобразным мостиком между курортными зонами, что по соседству, с одной стороны, и аграрными территориями Бессарабии, с другой. Среди главных ресурсов развития территории: наличие трудоспособного, но сегодня безработного населения, которое можно задействовать в строительстве, на сельхозработах; экологически чистая территория, а это в перспективе раздолье для развития "зеленого туризма", возрождения ремесел, которыми издревле обладало местное население (гончарство, ткачество, вышивка) и т. п.

В более отдаленной перспективе - налаживание межрегионального и международного сотрудничества. Например, с родственниками немцев-переселенцев из ФРГ, которые всегда поддерживают этническую родню. Но этим никто никогда не пользовался для общего блага.

Среди основных задач на ближайшие годы, которые поставлены перед обществом, - разработка градостроительной документации, обновление генплана и формирование топографо-геодезической электронной карты, создание открытого реестра земельных участков и пригодных для инвестирования помещений, запуск малых предприятий по переработке продукции сельского хозяйства, обустройство коммунального рынка по реализации местной сельхозпродукции рядом с трассой Одесса - Рени, организация выставок-ярмарок народного творчества для развития местного туризма, а также активное развитие того же туризма за счет исторических квестов и краеведческих музеев.

Проектом стратегии предусмотрены, конечно же, развитие образования, культуры, спорта, улучшение медицинской помощи, услуг ЖКХ и транспортной сферы. Следующим шагом должно стать проведение масштабного опроса среди жителей общины, которым предложат определиться, что, по их мнению, нужно развивать прежде всего. Предложения будут заключены в определенные проекты, которые затем пройдут процедуру рейтингового голосования. Это и станет примером реального сотрудничества общества, власти и бизнеса, даже если это будут сначала небольшие проекты.

"Что нужно для того, чтобы децентрализация шла более успешно"? (Вопрос ряда читателей).

- По мнению руководителя Одесского областного офиса реформ Ю. Молодожен, в области пока нет полноценного Перспективного плана формирования ОТГ. Частично такой план утвержден Кабинетом Министров, но он не покрывает всей территории области. Большая проблема - сопротивление со стороны отдельных райгосадминистраций и райсоветов, которые либо пытаются всячески показать несостоятельность уже сложившихся общин, либо видят конфигурации ОТГ в районе по-своему.

Также происходит сопротивление со стороны глав отдельных сельсоветов, которые не хотят расставаться со своей должностью. Ведь в октябре прошлого года были выборы в местные советы, и не все готовы снова пройти весь этот процесс, избираясь на должность главы уже ОТГ.

Кроме того, до сих пор информация о том, какие преимущества жителям обеспечит создание ОТГ, часто представляется людям в искаженном виде.

По данным нашего исследования, ни областной совет, ни областная государственная администрация не приняли ни одного методического документа по вопросам объединения и развития ОТГ.

Региональные офисы реформ, которые были созданы и действовали при поддержке международной донорской помощи, безусловно, способствовали сдвигу реальных процессов объединения громад благодаря мощной просветительской работе, которую проводили независимые эксперты на местах. Но при создании офисов не были нормативно упорядочены вопросы распределения полномочий и ответственности между ними, областными советами и областными госадминистрациями, что негативно влияло на весь процесс реформирования громад.

Реформа тормозится также из-за недостаточной информационно-разъяснительной работы среди громад и их руководителей, в том числе через интернет-ресурсы и СМИ.

Поэтому мы предлагаем облсоветам и ОГА разработать при участии Офисов реформ и общественных экспертов методические рекомендации для территориальных громад (как объединенных, так и необъединенных), а также для районных советов, районных госадминистраций и других субъектов, участвующих в процессах реформирования, об оптимальной организации и координации процессов подготовки и проведения объединения громад и их дальнейшего развития.

Конечно, есть положительные моменты. Объединение громад позволило увеличить собственные доходы бюджетов на одного жителя соответствующей территории почти втрое. Из Государственного фонда регионального развития были профинансированы проекты местного самоуправления на три миллиарда гривен. Объединенные громады получили поддержку на развитие своей инфраструктуры в размере одного миллиарда гривен. Перевыполнение местных бюджетов ОТГ составляет более 30 % от утвержденных органами местного самоуправления.

Наблюдая за этим, другие громады активно приобщаются к процессу и объединяются. Если в 2015 году, когда был принят соответствующий закон, в стране были созданы 159 ОТГ, то уже в течение 2016 года были проведены выборы в 25 ОТГ, а на 11-е и 18 декабря 2016 года назначены выборы дополнительно в 184 ОТГ. Следовательно, на конец года у нас может быть уже 368 ОТГ, которые объединят примерно 15 % всех территориальных громад Украины.

В то же время нужно сказать и о негативных моментах. До сих пор не решен ряд правовых вопросов. В частности, не упрощена процедура создания объединенных громад и не внедрен механизм присоединения громад к уже созданным ОТГ.

Около ста ОТГ, в которых проживает миллион человек, в 2017 году могут не получить того, ради чего поверили в реформу - прямых межбюджетных отношений с государственным бюджетом и полной независимости от районной госадминистрации.

Проблема в том, что сейчас перевод ОТГ на прямые межбюджетные отношения и предоставление государственной поддержки возможны исключительно при условии, если в состав ОТГ вошли все территориальные громады, которые предусмотрены Перспективным планом. Однако есть часть общин, которые объединились не так, как предусматривалось Перспективным планом, поскольку одна или две громады не захотели входить в ОТГ.

С другой стороны, такая громада по всем финансовым, инфраструктурным, институциональным показателям полностью дееспособна. И таких состоятельных ОТГ, выборы в которых уже состоялись или состоятся в декабре 2016 года, около ста.

На сегодня нет правового механизма признания таких громад дееспособными и перевода их на прямые межбюджетные отношения с госбюджетом. Решение - срочное голосование за законопроекты относительно добровольного присоединения территориальных громад, которые уже приняты в первом чтении 20 сентября 2016 года.

Согласно этим проектам, ОТГ могут быть признаны решением правительства состоятельными при условии, что количество населения такой громады составляет не менее половины численности населения территориальных громад, которые должны были войти в состав ОТГ согласно Перспективному плану. Тем самым устраняется барьер для признания громад состоятельными, создается возможность предоставить всю государственную поддержку и перевести их на прямые межбюджетные отношения.

До сих пор не решен вопрос назначения выборов в громадах, которые объединились вокруг городов областного значения, и тех, которые входят в различные районы. По этим причинам ЦИК отказала в проведении выборов 28 ОТГ, которые прошли все процедуры создания. В ответ на неправомерные действия некоторые ОТГ подали в суд на ЦИК. Однако системное решение проблемы - это принятие законопроекта относительно условий изменения границ районов в процессе добровольного объединения территориальных громад.

Таким образом, децентрализационная повестка дня для парламента - это срочное принятие законопроектов относительно добровольного присоединения территориальных громад, а также закона относительно условий изменения границ районов в процессе добровольного их объединения.

Последний результативный "децентрализационный" день в Верховной Раде был в ноябре прошлого года. К сожалению, за этот год депутаты так и не смогли проявить последовательность и закончить начатое. В заложниках этой "несостоятельности" находятся миллионы жителей страны, которые, в отличие от парламентариев, готовы брать ответственность и начинать изменения с себя и своих общин.

Статью подготовили Александр ГАЛЯС и Инна ИЩУК

в рамках проекта "Продвижение реформ в регионы"
при содействии Европейского Союза.

(Представительство ЕС в Украине -

ec.europa.eu/europeaid/node/22)