Номер 46 (791), 25.11.2005
От античности до наших дней дошел обычай закладной монеты, когда под фундамент здания (под один из углов) клались одна или несколько монет. Такой ритуал был связан первоначально с принесением жертвы при постройке дома. Особо стоит обычай "обола мертвых". Уже древние греки клали в рот умершего обол мелкую монетку, что свидетельствует не только о вере в потустороннее существование, но и о представлении, будто без денег нигде не обойтись. Обол предназначался для платы Харону перевозчику душ умерших через реки подземного царства. У разных народов обычай "обола мертвых" был распространен и в средние века, и в новое время.
Кошельки для хранения монет были известны еще в домонгольское время. Свидетельством этого служат находки кошельков в культурных слоях древнего Новгорода и ряда других древнерусских городов. Для их изготовления использовались как кожа, так и полотно, о чем говорят остатки ткани, находимые вместе с монетами в курганных могильниках. Наличие монет у бедер захороненных может свидетельствовать, что кошельки в домонгольский период были не только в виде мешочка мошны, калиты, но и череса кожаного пояса для денег.
Шведский дипломат и историк Петр Петрей, посетивший Россию в начале XVIII века, описывает обычай кратковременного хранения монет во рту, за щекой. "Купец берет деньги и, сосчитав, держит их во рту до тех пор, пока не отдаст товара покупателю и не найдет времени спрятать их: часто бывает у них во рту до четырех или пяти талеров, когда они продают или покупают, однако ж разговаривают между собой без всякого затруднения для языка и не роняя изо рта денег до тех пор, пока не захотят их выронить нарочно". В наши дни, хотя и гораздо реже, чем в старину, встречается такой обычай хранения у торговцев Индии, на Ближнем Востоке, в мусульманских странах Африки.
Дома деньги иногда хранились в обычном ларце, чаще в подголовнике ларце с наклонной крышкой, помещавшемся в изголовье постели под подушкой. Порой в домах обнаруживались специальные тайники. Когда грозила опасность, сбережения прятались вне дома.
Деньги любят не только счет, но и место, обеспечивающее их сохранность. В деревянных городах и селах Древней Руси земля лучше всего гарантировала надежность хранения. Не следует видеть в каждом старинном кладе нечто чрезвычайное: в старину сокрытие денег в земле или тайнике было таким же обычным повседневным явлением, как для нашего времени хранение их в банке или сейфе. Гончары, учитывая этот обычай, имели в ассортименте своих изделий миниатюрные горшочки и кувшинчики для скромных кладов небогатых людей.
Зарывали деньги не только от вторгшегося врага, от лихих людей или чужого глаза, хотя в периоды войн и смут количество кладов возрастало. Немалая роль в распространении этого обычая принадлежала особенно частому бедствию пожарам. Сокровища прятали на время, выводя таким образом из оборота лишние, ненужные в данный момент деньги. Именно оборот в широком смысле этого слова и регулировал постоянно денежное обращение.
Лишь в моменты катастрофического нарушения общественного обмена или при непосредственной и неотвратимой угрозе собственности ценности закапывались с целью переждать лихую годину, а затем снова пускались в обращение. Увы, умерший, убитый или угнанный в неволю владелец клада уносил его тайну с собой, и сокровища уже надолго оставались в заточении.
Тема клады и кладоискательства вошла в художественную литературу из народных преданий. Легенды о кладах в свою очередь составляют целую область фольклора.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.