Номер 45 (892), 30.11.2007
В 1977 году английский исследователь в каталоге знаменитой лондонской выставки, где было показано более 500 работ фирмы Фаберже, написал: "Вклад Фаберже в прикладное искусство конца XIX - начала XX в. был результатом его собственной русской революции. Он провозгласил, что важна не коммерческая стоимость материала, а художественное совершенство каждого изделия".
Выходец из Лифляндии Густав Фаберже основал фирму в начале XIX века в Петербурге - сначала мастерскую, а затем магазин. В 1881 году его дело продолжил сын Карл. Вскоре филиалы фирмы открылись в Москве, Одессе, Киеве, Лондоне. Одним из главных талантов главы фирмы было умение находить яркие дарования и создавать условия, при которых они могли раскрыться. К. Фаберже неукоснительно следовал правилу - все, на чем стоит клеймо его фирмы, будь это уникальное изделие или дешевый брелок, должно быть технически безупречно. Наибольшая мировая слава пришлась на "сувениры" в виде пасхальных яиц, которых было изготовлено шестьдесят девять.
Одна из наименее исследованных сторон деятельности торгового дома "Карл Фаберже" - это функционирование магазина и мастерских фирмы в Одессе. Одесса в начале XX века представляла собой крупный торгово-промышленный и культурный центр России. Через город проходила львиная доля русского экспорта золотого и серебряного канительного производства. Карл Фаберже не мог не обратить внимание на Одессу - такой перспективный рынок сбыта - и не открыть там своего филиала.
"Южно-Русский альманах Ю. Сандомирского (1900 г.) впервые дает рекламу: "Карл Фаберже. Придворный фабрикант золотых, серебряных и бриллиантовых изделий. Одесса, Дерибасовская улица, дом Менделевича". Нет подтверждения, что магазин Фаберже в 1900 году находился в "Пассаже", который по Дерибасовской улице считается как дом № 33. Все последующие справочники дают адрес магазина Фаберже по Дерибасовской, 31, - дом, принадлежавший А.М. Бродскому. В этом же доме помещалась мастерская и магазин известного в Одессе ювелира и часовщика, купца 1-й гильдии Иосифа Баржанского (именное клеймо которого известно музеям страны).
В Государственном архиве Одесской области хранится дело канцелярии одесского градоначальника "О разрешении торговому дому Фаберже на открытие фабрики золотых и серебряных изделий в доме № 1 по Тираспольской улице". Начато дело 1 апреля 1903 года. Окончательное решение на открытие фабрики было получено сравнительно быстро, почти через год - 26 февраля 1904 года, но с условием "устройства 2 вентиляторов и 5 форточек". Разрешалось увеличить число рабочих до 30 человек (в начале - не более 20). Помещение мастерской занимало четыре комнаты, помимо квартиры управляющего.
К сожалению, в многочисленной литературе, посвященной К. Фаберже и его фирме, не приводятся образцы клейм одесского отделения. Очевидно, что значительную часть оборота одесского магазина фирмы составляли изделия московского и петербургского отделений, а также киевского в период работы последнего.
Одесская фабрика изготовляла небольшие ювелирные серебряные изделия. К сожалению, не известны фамилии мастеров-ювелиров, работавших в одесском отделении. Правда, одно имя называет Карл Фаберже в 1916 году. Он просит освободить от воинской службы по болезни мастера-эмальера, крестьянина по происхождению, И.Е. Кемаленкова - "талантливого, очень полезного для меня художника". 1916 год был тяжелым для одесского отделения фирмы. В другом прошении Канцелярии Императорского двора К. Фаберже указывает: "В моем одесском отделении в мирное время работало свыше 35 мастеров, в данное время осталось 3 специалиста. Если эти лица будут призваны, то должен буду закрыть мое одесское отделение и платить до конца войны высокую наемную плату по контракту".
Несколько неожиданно выясняются фамилии других мастеров, работавших у Фаберже: Н.П. Чистяков, И.Ф. Семенов, П.А. Никулин. На страницах одесских справочников тех лет встречается реклама, где авторы именуют себя бывшими мастерами Фаберже. Фамилия Фаберже в тексте рекламного объявления набрана крупными буквами и сразу бросается в глаза. Подобная самореклама с помощью фамилии Фаберже подчеркивает тот факт, что налицо социально-психологический феномен Фаберже, имя которого уже при жизни становилось нарицательным и легендарным. Просто одесситы, со свойственной им предприимчивостью, максимально использовали этот феномен в своей коммерческой практике. Не случайно латинский корень "фабер" означает "мастер". С именем Фаберже отождествлялась высшая степень ювелирного мастерства.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.