Номер 44 (1040), 12.11.2010
Среди многих профессий с загадочными (особенно для старшего поколения) названиями (супервайзер, мерчендайзер и др.) есть и такая, как копирайтер. Это вовсе не копирование чего-либо, как можно подумать из названия, а сочинение различных текстов на необходимую заказчику тематику. Вакансий копирайтеров сейчас довольно много, тех, кто стремится занять вакантные должности, - еще больше. Но далеко не каждый, желающий попробовать себя в этом деле, понимает, каково это - быть копирайтером. А действительно, каково?
Быть копирайтером - значит регулярно слышать недоуменное: "Так кем, ты сказала, работаешь, а то я, кажется, не расслышал?", или "А как это?", а иногда даже: "Что ты копируешь и зачем?". Естественно, на все эти вопросы надо отвечать, причем терпеливо, доходчиво и, по возможности, разнообразно. Последнее важно для того, чтобы продемонстрировать профессиональные навыки и одновременно ответить на вопрос, чем именно я занимаюсь на рабочем месте. После сотой серии практически одинаковых вопросов и ответов со стороны знакомых очень хочется назваться врачом-стоматологом и, конечно, сразу же продемонстрировать умение справляться с рабочими обязанностями.
Быть копирайтером - значит практически постоянно выслушивать тонны скепсиса и недоверия к своей любимой работе. Отвечать родителям, родственникам, знакомым, а иногда и самой себе, что я делаю и зачем, кому от моего труда будет лучше или хотя бы проще. Улыбаться в ответ на заботливые реплики родных на тему: "Устройся наконец на работу с нормальным названием и установленным кругом обязанностей, ну хоть секретаршей!", "Разве для того ты пять лет училась в институте, чтобы сейчас писать никому не нужные (кроме заказчиков, разве что) тексты и лозунги?" и т. д.
Быть копирайтером - значит ощущать снисходительное презрение журналистов - "старших братьев и сестер" по перу. Последние считают тех, кто занимается копирайтингом, "недописателями", неспособными на настоящие статьи и полноценные тексты, не ограниченные двумя тысячами знаков. Без пробелов, конечно же.
Быть копирайтером - значит в срок выполнять все заказы, несмотря на плохое самочувствие, унылую погоду и еще более унылое настроение. С нетерпением ждать каждого заказа и испытывать раздражение, когда они появляются. Чувствовать огромное облегчение от выполнения очередного пласта работы и невыносимо скучать, если бездействие затягивается более чем на полчаса.
Быть копирайтером - значит хранить в памяти огромное количество абсолютно бесполезной информации, которая со временем начинает вытеснять действительно важные знания. Ощущать постоянную "кашу в голове", "винегрет" из чужих мыслей и своих собственных. Каждый день узнавать что-то новое, но чаще всего вовсе не то, что интересно, а то, что требуется для написания очередного текста. Со временем перестать писать что- либо, кроме рекламных текстов, ссылаясь на усталость. Понимать бесполезность своих статей и их ярко выраженный рекламный характер. Заменять качество на количество и в конце концов осознать бесполезность всей своей работы.
В то же время быть копирайтером - значит разбираться почти во всех вопросах, начиная от принципов работы вентиляционных систем и заканчивая разнообразием ассортимента секс-шопов, не сталкиваясь лично ни с чем из перечисленного. Знать, что интересно целевой аудитории, как заинтересовать практически любого человека и абсолютно не понимать, как люди вообще могут читать подобные тексты с плохо скрываемой рекламой и топорно вставленными "ключевиками" (словами, на которые реагируют поисковые системы). Недоумевать, как эти тексты можно воспринимать всерьез, принимая всю поданную в нем информацию за чистую монету, а не хорошо продуманную и адекватно оплаченную часть pr-кампании.
Быть копирайтером - значит считаться креативщиком и творческим человеком. Быть заводилой во время дружеских посиделок, архивом самых смешных анекдотов, генератором новых шуток и живой говорящей энциклопедией в одном лице. Слыть человеком, который может найти хорошее решение в любой ситуации, и никогда не терять лицо. Гордиться количеством (а иногда и качеством) написанного материала и строго-настрого запрещать друзьям и родственникам читать что-либо в интернете.
А теперь, после лирического вступления, о сути.
Работа копирайтера заключается в написании более или менее осмысленных текстов на заданную тематику. Тексты могут быть художественными, рекламными или адаптированными, вернее, оптимизированными для поисковых систем. Написание последних называется сео-копирайтингом и несколько отличается от деятельности обычных копирайтеров. Также в обязанности копирайтера может входить рерайтинг (переписывание чужого текста своими словами), генерация заголовков, лозунгов, рекламных слоганов и даже концепций продвижения того или иного товара, написание новостей и многие другие функции. Естественно, все они так или иначе связаны со способностью человека внятно формулировать свои или чужие мысли и четко излагать их в письменном или электронном виде.
Казалось бы, работа копирайтера достаточно проста и понятна, доступна практически любому человеку, имеющему высшее образование и относительно грамотно владеющему "великим и могучим". Увы, первое впечатление обманчиво.
Для работы копирайтером требуется сочетание самых разнообразных качеств и умений. Поэтому, как правило, новички в этом деле уже через два-три месяца навсегда покидают ряды копирайтеров и отправляются на поиски чего-нибудь более спокойного. Впрочем, даже те, кто прошел этот рубеж, через некоторое время обязательно сталкиваются с усталостью, избытком ненужной информации и полным нежеланием писать вообще и на заданную тему в частности. Справляется с подобным каждый копирайтер по-своему. Кто-то берет отпуск и старается наполнить себя новыми впечатлениями. Кто-то устраивается на другую должность, чтобы потом обязательно вернуться. Остальные стараются перетерпеть сложный период, который, естественно, рано или поздно заканчивается.
Сложнее труда копирайтера, просиживающего штаны в офисе, может быть только труд копирайтера-фрилансера ("вольного художника"). Впрочем, именно подобная организация рабочего процесса наиболее подходит для такой творческой деятельности. Во-первых, фрилансер выполняет только те задания, которые сам выбирает, пишет только о том, что его по-настоящему интересует, или хотя бы о том, в чем действительно разбирается. Во-вторых, нет фиксированного рабочего дня, угнетающего почти всех творческих людей. В-третьих, всегда можно сделать перерыв или даже "взять отпуск", ни с кем не согласовываясь и не ожидая вердикта строгого начальника. Конечно, и недостатков у фриланса тоже хватает. Сюда можно причислить и отсутствие стабильного постоянного заработка, что крайне неудобно, особенно, если ты - кормилец семьи. Отсутствие фиксированного рабочего времени также не всегда является плюсом, так как трудовой день у фрилансеров нередко заканчивается далеко за полночь. Заказы у таких людей часто большие, трудные и срочные, а заказчики сами толком не понимают, что хотят получить в результате. Также копирайтер-фрилансер может забыть о возможности строить далеко идущие планы, так как в любой момент может понадобиться написать очередной текст. Или придумать интересную идею. Для этого, возможно, придется отменить встречу с родителями, день рождения подруги или многообещающее свидание.
Впрочем, несмотря на все это, копирайтеры в большинстве своем любят собственную работу, в отличие от подавляющего большинства представителей других профессий, отсиживающих от звонка до звонка положенное время, в лучшем случае не испытывая никаких эмоций. Копирайтеры с горящими глазами принимаются за очередной текст и с чувством внутреннего удовлетворения сдают его. Они могут рассказать кучу фактов из самых разных областей жизни и поэтому слывут всесторонне эрудированными людьми, интересными в любом обществе. Деятельность копирайтера позволяет людям, которые хотят и умеют писать, реализовать себя, превратить свое хобби в профессию, приносящую доход. Последнее особенно важно, ведь зарабатывать на жизнь с помощью собственного увлечения и получать удовольствие от работы мечтает каждый.
Про копирайтинг и копирайтеров можно написать еще много плохого. И, конечно, еще больше хорошего. Но полное представление об этой профессии можно получить, только попробовав себя в ней. Как говорится, если можете не писать - не пишите. Но если все-таки не можете - добро пожаловать в копирайтеры.
А теперь пример того, какие задачи приходится решать копирайтерам. Заказы бывают разные, даже весьма неожиданные. Например, требуется написать тридцать текстов с одними и теми же ключевыми словами, скажем, "доставка цветов", но на разные темы. И если организацию свадьбы еще можно адекватно связать с цветами, а отдых в Турции как-то притянуть за уши к этой теме, то трейдинг (экономические операции на валютном рынке Форекс) с цветочными вопросами не ассоциируется совсем. Впрочем, язык программирования php еще более далек от доставки цветов. А написать текст надо.
Тут и начинается самое интересное. А именно: поиск темы, которая может хоть как-то связать необходимые слова. Здесь копирайтер и должен проявить свое мастерство, чтобы текст был хотя бы читаемым. Например, в статье, размещенной на сайте для трейдеров (тех, кто занимается трейдингом), можно рассмотреть особенности современного бизнеса вообще. Тогда будут уместно смотреться и "доставка цветов", и "заказ орхидей" и другие необходимые словосочетания.
В результате получается:
"Каждый, кто однажды решил заняться бизнесом и тем самым попрощаться со стабильностью, определенной зарплатой и внутренним покоем, задается вопросом, какое именно направление деятельности выбрать. Некоторые выбирают делом жизни такую романтичную и очень популярную на сегодняшний день услугу, как доставка цветов. Кто-то пытается открыть собственный ресторан и поразить всех клиентов отличной и оригинальной кухней, хорошим уровнем сервиса и приятным дизайном собственного заведения. Другие предпочитают менее хлопотные, на первый взгляд, занятия, в числе которых трейдинг, то есть различные манипуляции на финансовом рынке Форекс, которые, впрочем, как и любой бизнес, не дают никаких гарантий и не способствуют уверенности в завтрашнем дне".
Впрочем, каждый копирайтер по-разному решает поставленную задачу, поэтому, несмотря ни на что, каждый текст в некотором роде уникальный.
Ксения АЛЕКСАНДРОВА.