Номер 35 (831), 08.09.2006
ДВА ВЗГЛЯДА НА ОДНУ ПРОБЛЕМУ
Для начала цитата из обращения к СМИ оргкомитета новосозданного международного гражданского движения "Место встречи изменить нельзя!": "События последних лет в Украине в области приватизации и акционирования государственной собственности превратились в череду скандалов и разоблачений в связи с незаконными действиями как "приватизаторов", так и государственных структур. По нашему мнению, это только малая толика происходящего "дерибана" государственной собственности, то есть нашей с вами.
Схема действует везде примерно одинаково: государственное предприятие либо становится с "божьей помощью" банкротом, либо его стоимость занижается в кратное число раз. Потом тихо-тихо в тихих кабинетах ставятся печати на нужных бумагах, потом передаются деньги не только со счетов на счета, но и с рук на руки. Вот и вся приватизация, так она выглядит по-украински. Естественно, в первую очередь были "приватизированы" те объекты государственной собственности, которые сразу же могли приносить огромные сверхприбыли... Напоминаем историю превращения старейшей в стране киностудии, снискавшей заслуженную мировую славу своими фильмами и огромную популярность у зрительской аудитории, в ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ (а именно так зарегистрировано ЧП "Новая Одесская киностудия" в Справке № 12047 единого государственного реестра предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ), выданной Главным управлением статистики в Одесской области Государственного Комитета статистики Украины, и Свидетельство о государственной регистрации юридического лица № 1 556 102 0000 014912 от 02.12.2005 г.), притом все это происходило при пособничестве Министерства культуры и туризма, Государственного фонда госимущества Украины, экс-губернатора Одесской области, чиновников из Хозяйственного суда г. Киева, и прочих ответственных организаций и лиц нашей страны, не усмотревших нарушений в творящемся беззаконии. В этот список мы с полным основанием можем сегодня включить и руководителей государства: Президента Украины, премьер-министра, Генерального прокурора Украины, министра культуры Украины".
Чего же требуют участники движения "Место встречи изменить нельзя!"? Прежде всего рассекречивания процесса приватизации киностудии. Затем проведения тендера возможных акционеров, участия трудового коллектива в процессе приватизации, реальной оценки стоимости киностудии. Ведь странно оценивать в одну гривню старинный мраморный фонтанчик, и в восемь памятник погибшим на фронте кинематографистам. Согласитесь, гривневый фонтанчик легко списать или даже выкупить, а затем установить, например, у себя на даче. В оргкомитет движения вошли такие не случайные в киноискусстве люди, как Николай Губенко, Станислав Говорухин, Леонид Бурлака, Лариса Удовиченко, Валентин Козачков, Ярослав Лупий. Кроме того, в списке членов оргкомитета директора музеев и телеканалов, скульпторы, театральные артисты, солисты оперы, продюсеры, бизнесмены и депутаты.
Технические работники киностудии пока поставлены в гораздо лучшее положение, нежели творческие. Уже сейчас благодаря финансовым вливаниям неизвестного инвестора (бывший тележурналист Александр Ткаченко, увы, воспринимается в этом деле только на уровне подставной фигуры) киностудия приобретает осветительную, звукозаписывающую, съемочную технику, спецтранспорт, словом, все, что нужно для предоставления услуг российским киногруппам. Финансируются работы дебютантов, например, Евы Нейман, чью уже отснятую лент "У реки" Министерство культуры и туризма Украины возвратило для перемонтажа. Оказывается, министерские чиновники все-таки сохраняют за собой право некоторого контроля за выпускаемой кинопродукцией? А вот по поводу акционирования Одесской киностудии в министерство обращаться бессмысленно оно от этой проблемы уже год как открестилось и передало все права Фонду госимущества.
Сегодня коллектив киностудии разделился. Технические работники в восторге от акционирования, творческие в панике. Это раньше на режиссеров и сценаристов смотрели с пиететом, теперь их воспринимают как досадную помеху на пути к большим зарплатам в российских группах. Для них в ЗАО не нашлось даже одной гривневой акции. Снятые ими за годы независимости Украины с горем пополам несколько фильмов буквально высмеиваются. Дескать, кинотеатры такое кино не берут, и хватит снимать фильмы, чтобы складировать их на полочке. Но давайте тогда вспомним, с каким скрипом финансировались считанные проекты, как была разрушена сеть кинопроката. Во всем ли виноваты режиссеры? И если сегодня вместо помощи украинскому кинематографу наше государство намерено "предоставлять услуги" российским киношникам, для которых в Одессе все обходится дешевле, чем на родине, то так и нужно говорить. Созданное теми же режиссерами и их предшественниками в прошлые годы дивидендов своим создателям не приносит Ольга Неверко свои продюсерские таланты давно уже употребила на то, чтобы оформить фактически на себя прокатные права. А раз фильмы были сняты до принятия Украиной закона об авторских правах, то и говорить не о чем. Моральная сторона вопроса в наши дни мало кого интересует. Неудивительно недоверие режиссеров к Ольге Неверко и ее ответное показное пренебрежение к ним.
Опасаются одесские кинорежиссеры, что на киностудии пару лет для виду поснимают телесериалы, после чего территорию распродадут под увеселительные заведения. Ольга Неверко утверждает: такого не может быть никогда. Но именно это уже происходит на Ялтинской киностудии, которая всегда была кинофабрикой бывшего Союза там пытаются строить отели, сносить съемочные павильоны... Ужасно, если до этого дойдет и у нас. Поэтому и бьют во все колокола творческие работники, штурмуют судебные инстанции.
Мария ГУДЫМА.
На фото А. КОСТРОМЕНКО: фрагмент экспозиции
Музея кино при Одесском отделении Союза кинематографистов
Украины.