Номер 33 (1327), 02.09.2016
О новой книге Галины Лазаревой "Очевидец. Двадцатый век". Изд-во "Феникс", Одесса, 2015.
Кажется, впервые я не соглашусь с Галиной Яковлевной по поводу ее книги.
Прежние - о Высоцком, о съемках "Место встречи..." и (особенно!) о неснятом фильме Киры Муратовой "Княжна Мери" - не вызывали никаких возражений. Да и что было возражать: умение автора "монтировать" старые документы Одесской киностудии так, что книги прочитывались залпом, только восхищало. Но в новой книге удивило название.
Ведь что означает понятие "очевидец"? Это тот, кто "лично наблюдал какое-либо событие". Обратите внимание: НАБЛЮДАЛ. То есть, стоял в стороне от события, ведь, если верить словарю, "в естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление)". Но к Галине Яковлевне Лазаревой это ни в коей мере не относится. Достаточно просто прочитать ее биографию (стр. 199-214), чтобы стало очевидно: никогда она не была наблюдателем, напротив, всегда активно участвовала в тех "процессах (явлениях)", о которых идет речь в ее автобиографическом труде.
Одно то, что уроженка Бобруйска (Белоруссия) прошла путь от контролера ОТК Харьковского тракторного завода до главного редактора Одесской киностудии, и вот уже более 30 лет трудится директором Одесской Централизованной городской библиотечной системы для детей, говорит само за себя. Так что, Галина Яковлевна, извините, но никакой вы не очевидец, а самый что ни на есть активный участник (соучастник) всего того, что происходило на вашем жизненном пути!
Но это единственная, если можно так сказать, претензия к новой книге Г. Лазаревой.
Как всегда у этого автора, книга насыщена интереснейшими деталями, особенно, в той ее части, где речь идет об Одесской киностудии, на которой Г. Лазарева проработала с 1973 по 1983 гг. Чтобы было понятно, приведу перечень наиболее известных картин, снятых в этот период в Одессе: "Место встречи изменить нельзя", "Д`Артаньян и три мушкетера", "Приключения Электроника", "Чародеи", "Берегите женщин" и т. д. Массу любопытных подробностей приводит Галина Яковлевна о том, как рождались и создавались эти фильмы. Хочется верить, что рано или поздно будет написана серьезная монография об истории Одесской киностудии, и тут уж никак не обойтись без работ Г. Лазаревой.
Ее книги, вышедшие под рубрикой "Имена Одесской киностудии", - поистине исторические сокровища, которые в полной мере еще предстоит оценить. Полагаю, что в том же ряду станет и "Очевидец".
А "просто" читателям эта книга будет интересна еще и большим количеством уникальных фотографий, с которых глядят десятки хорошо знакомых лиц - актеров, режиссеров, писателей, музыкантов - аж до космонавта Леонова.
В общем, есть что читать и рассматривать. Нечастое, прямо скажем, сочетание.
Александр ГАЛЯС.