Номер 32 (879), 31.08.2007
Все наши "звезды" когда-то учились в школе. Вопрос в том - как? Это мы и попытались выяснить.
Когда читаешь или слушаешь воспоминания нынешних корифеев об их одесском детстве, отмечаешь одну деталь: все они довольно-таки рано определились с призванием. Хотя и в разных формах.
Николай Губенко после войны остался круглым сиротой, и его отдали учиться в школу-интернат на Ботанической (ныне проспект Гагарина). Школа была особая, в ней воспитывались мальчики - дети погибших офицеров, их готовили к дипломатической карьере. Готовили серьезно, в программе обучения были даже танцы. Многие из воспитанников действительно стали карьерными дипломатами - послами, консулами, советниками. Но у Губенко рано проявились артистические наклонности. Охотнее всего он занимался в театральном и музыкальном кружках. Дипломатом Н. Губенко не стал, но навыки, полученные в школьные годы, наверняка пригодились ему на посту министра культуры СССР, когда приходилось вести переговоры с зарубежными партнерами.
"Артистом" называли в 70-й школе и Романа Карцева (тогда еще Каца). "Учился я средне", - пишет артист в своей книге, но это явное преувеличение. Те, кто учился в одно время с ним, единодушно утверждают: Роман был отъявленным "троечником", если не сказать хуже. Зато "творческая выдумка" у будущего мастера эстрады уже работала вовсю. Однажды он залез на печку и через дымоход умудрился свалиться прямо к ногам завуча. Встал вопрос об исключении из школы. Но парня пожалели, ограничившись двумя неделями "отдыха". Классный руководитель был частым гостем в доме Кацев, и после каждого такого визита отец устраивал нерадивому отпрыску "веселую жизнь", а проще говоря, порку. "Но как только приближался концерт в школе, - вспоминает ныне народный артист России, - мне все прощали". Школьная самодеятельность в 1950-х цвела пышным цветом, попасть на школьный вечер было не так-то просто, а Рома на этих концертах был главной "звездой".
Рано ощутил свое призвание и еще один одесский подросток послевоенного времени - Валерий Ободзинский. Его соученица по школе № 80 Людмила Ремезова вспоминает, что вначале худенький невысокий паренек был совсем незаметен, но на школьных вечерах раскрылся его певческий талант. Валерий предпочитал итальянские песни, за что и получил прозвище Карузо. А вот с учебой, как нетрудно догадаться, отношения у будущего артиста складывались неважно. Перейдя в возраст тинейджера, он большую часть времени стал проводить в разного рода сомнительных компаниях - на пляже или на Приморском бульваре. Но именно на бульваре его услышала руководитель молодежного театра при Доме медработников Валентина Семеновна Борохович и пригласила в свой коллектив. Она сумела уговорить парня закончить школу и даже с более или менее приличными оценками.
Не слишком радовал родителей отношением к учебе и и будущий выдающийся мастер сценографии, главный художник знаменитого театра "Ленком" Олег Шейнцис. Попытки отца приобщить его к рисованию он поначалу встречал в штыки. Гонять в футбол было гораздо увлекательнее. Тем не менее, к счастью для театрального искусства, отец все-таки настоял на своем, и уже в средних классах школы Олег увлеченно занимался в художественной школе, а после восьмого класса поступил в Одесское театрально-художественное училище, где уже навсегда "заболел" театром.
Зато будущий главный режиссер московского театра "Эрмитаж" Михаил Левитин в школе учился хорошо и особой тяги к своей будущей профессии не проявлял. Правда, школа была престижная, 119-я, от нерадивых учеников там старались избавляться, так что двоечников в ней не было. Миша, как и многие его соученики, играл в школьном театре, но, по его собственному признанию, решение поступить в ГИТИС (институт театрального искусства) принял спонтанно. Тем не менее, багажа знаний, полученных в школе, а еще больше - от многочисленных прочитанных книг, хватило, чтобы в 17 лет стать студентом режиссерского факультета - случай редкостный.
Страсть к чтению отличала в школе и будущего автора одной из самых известных одесских песен "Пахнет морем" Евгения Кричмара. Что не мешало ему столь же страстно ненавидеть учебу. "У меня с занятиями, - вспоминает Е. Кричмар, - были очень странные отношения. Наша "русачка", Раиса Абрамовна, всегда говорила: "Ты никогда не выучишь русский язык". Но я много читал, мог совершенно спокойно прочесть всего "Евгения Онегина" наизусть. Я перечитал кучу книг, несмотря на то, что не хотел, да и не умел заниматься!".
Зато отлично учился в первой школе Максим Галкин. Что, однако, было нетрудно, если учесть, что в Одессе будущая суперзвезда российской эстрады проучился всего три года, в самых первых классах. Дальнейший путь к знаниям Максим продолжал уже в других местах, где служил его отец - высокопоставленный военный.
Если попытаться составить рейтинг "звездности" ныне действующих одесских школ, то первые места наверняка займут две школы - 37-я и 25-я. В первой уже почти тридцать лет существует театральный класс, из которого вышли Ирина Апексимова, Татьяна Лютаева, Нонна Гришаева и другие известные актеры. Как утверждает создатель и неизменный руководитель театрального класса Ольга Сергеевна Кашнева, все будущие "звезды" учились на "хорошо" и "отлично". Впрочем, Ольга Сергеевна всех своих воспитанников страшно любит и говорит о них в самых высоких степенях.
В 25-й же школе, благодаря тому, что рядом находится каток "Льдинка", учились многие наши известные фигуристы, начиная с олимпийских чемпионов Виктора Петренко и Оксаны Баюл. Тут очевидно, что спортивные успехи были для ребят на первом месте.
Но, конечно, никакая другая одесская школа не сравнится по количеству "звездных" выпускников со школой им. Столярского. Но это - совершенно особый случай. Эта школа для воспитания "звезд" и создавалась.
Александр ГАЛЯС.