Номер 30 (975), 7.08.2009
Словосочетание "ненавязчивый сервис" давно само навязло на зубах. Но НАВЯЗЧИВЫЙ СЕРВИС - это, пожалуй, будет почище. Лет пять - шесть назад появились в поездах "дальнего" следования" (кавычки свидетельствуют, что понятие "дальнее" пассажиры и управление железной дороги могут расценивать по-разному) вагоны, так называемой "повышенной комфортности" за, соответственно, повышенную стоимость билета. Когда я спросила знакомую проводницу, с которой передавала в Петербург посылочку, что это за вагоны такие, она пожала плечами: "Да самые обыкновенные, вазочка с пластмассовым букетиком на столике, разовая зубная щеточка с пастой и кормежка, чаще всего, сухим пайком".
В этом году достать билет в обычный купейный вагон, даже за 40 дней, оказалось невозможным. Предлагались либо плацкартные вагоны, либо вагоны с "повышенным сервисом".
Хотя поезд Одесса-Петербург считается скорым, он, как говорится, останавливается у каждого столба, просто путь его проходит через множество больших и маленьких городов Украины и Белоруссии. Идет он 36 часов. Через каждые час- полтора - станция, на которой садятся темпераментные украинские тетки со звонкими голосами и бабки с большими торбами, едущие в гости к кумовьям или на рынок в соседний город. Многие без билета, по договоренности с проводником. В течение всей ночи по вагону идет беготня.
Картина примерно такая. Поезд останавливается, проводник открывает дверь в тамбур и не успевает опустить порог, как начинается штурм вагона. Все одновременно пытаются поставить в тамбур большую, "челночную" сумку и протиснуться за ней. Стоят визг и ор. Впечатление, что снимается фильм о временах гражданской войны. Ситуация ничего подобного не требует, но темперамент... темперамент дает о себе знать. Наконец, одна молодуха врывается в пытающийся задремать полутемный вагон и с криком: "Ваня (Петро, Сашко), за мной!" бежит по проходу вагона, задевая ноги пассажиров, рост которых вышел за рамки стандарта железнодорожных полок. А Ваня (Петро, Сашко), который еще только-только пробил образовавшийся в тамбуре затор, вопит через весь вагон: "Не хвылюйся, я вже у вагони, бижу слидом!" Последними в вагон проникают бабки с узлами и рассаживаются в ногах спящих на своих законных плацкартных местах пассажиров.
Однажды я имела неосторожность взять билет в плацкартный вагон. Ночью, после Винницы, когда я только- только задремала, мне на ноги, едва не сломав их, уселась грузная старуха. На мое замечание она ответила: "А ты подбыры ногы. Усим треба ихаты".
Словом, повторить опыт поездки в плацкартном вагоне я не решилась. Пришлось покупать билет в вагон с "повышенным сервисом", заплатив за билет на 220 гривен больше, нежели я заплатила бы за билет в обычный купейный вагон.
Когда я вошла в вагон, я, действительно, увидела, что на столе стоит вазочка с искусственным цветком, а вместо обычно белой (хотя случается и в пятнах) салфетки, лежит темная, цветастая из плотной ткани, о чистоте которой судить невозможно. Эта салфетка и вазочка, которая занимала место и мешала расположить на столе еду четырем пассажирам, - вот и все, что мы увидели от "повышенного сервиса". Те же пыльные коврики в купе и в коридоре. Дверь в туалет не хотела закрываться, а когда я сильнее потянула за ручку, та отвалилась. "Что вы хотите, - сказала проводница, - это те же старые вагоны, которые давно пора списать. Вам нужно было брать билет в 13-й вагон (наш шел под номером 12), он идет полупустой. И вы бы не переплачивали за еду".
Словом, на следующий день (поезд на С-Пб отправляется в 7-м часу вечера) пришел с утра пораньше официант и предложил на выбор завтрак: сэндвич с ветчиной или же куриное филе под соусом. Я выбрала последнее, возможно, чтобы не нарушать описанное Ильфом и Петровым поездное меню, состоящее из "бледной курицы".
Мне принесли пластиковый контейнер, в котором лежала небольшая вафелька, разовый пакетик кофе, сливки к нему и сахар. Затем последовало довольно прохладное "горячее". В контейнере на три отделения (одно пустовало) я увидела довольно жидкую гречневую кашу в количестве максимум четырех - пяти ложек, но с несметным количеством черной шелухи. В каше сиротливо лежали четыре - пять "червячков" куриного филе. В еще одном отделении перекатывались зеленые горошинки и желтели среди них зернышки кукурузы, все вместе в количестве... четырнадцати штук. Моей соседке, заказавшей то же меню, повезло больше. У нее горошин с кукурузкой было на две штучки больше. Оставалась надежда на обед.
В обед был тот же пластиковый контейнер с вафелькой. Только вместо кофе был чай, а вместо сливок - разовая порция масла. Дали нам и по маленькой бутылочке воды. Затем последовало "горячее". На этот раз большое отделение контейнера было заполнено ничем не сдобренным рисом, одно из меньших - тем же горошком с кукурузкой в том же количестве, а третье... О, третье! Мы с попутчицей выбрали разные блюда. Она - жаренные колбаски, я - куриные тефтели. У нее лежала разрезанная пополам поджаренная тощая охотничья сосиска, а у меня три фрикадельки, величиной с некрупный грецкий орех!!!
С тоской вспомнились действительно горячие металлические судки в два-три этажа, в которых когда-то официанты вагон-ресторана разносили за наличные обед желающим пассажирам. Какие там были борщ или солянка! Какие биточки и котлеты! Какая каша или другой гарнир!
Кстати, за вечерние чаи, предложенные проводником, пришлось заплатить отдельно.
По приезде в Питер я сразу же побежала за обратным билетом. Ни в центральной кассе, ни в сервисных центрах приобрести билет без пресловутого "навязчивого сервиса" мне не удалось. И все же я "обманула" железную дорогу. Я купила дорогой билет, чтобы подстраховаться - все же в летний сезон бывает по-всякому, а за два дня до отъезда, когда все дорогие билеты были распроданы и в кассах появились места в нормальные вагоны, я взяла билет, цена которого отличалась на 1200 рублей. Правда, 90 рублей я потеряла, при возврате первого билета, но 1110 сэкономила (1000 руб. это сегодня уже 245 грн).
Интересно, что этот "дешевый" вагон оказался новее и чище того "дорогого". И тоже был полупустой. А уж поели мы с моими двумя попутчицами на славу. А что еще в дороге делать!
Елена КОЛТУНОВА.