Номер 25 (1072), 8.07.2011
Отклик на статью Ирины Денисовой "Детский мат - не только в шахматах..." (см. "Порто-франко" от 24 июня).
Дети всегда хотят вырасти как можно быстрее. Раз уж физиологическое развитие ускорить практически невозможно, то хотя бы поведением они стараются показать свою взрослость. Все поступки подростков - не что иное, как копирование поведения окружающих: мысля ещё в некоторой степени по-детски, они общаются по-взрослому. Хорошо, если это общение приятное, и собеседники стараются раскрыть в нём свои лучшие качества. Но если возник конфликт или какая-то проблема, то здесь эмоции часто выражаются при помощи плохих слов.
К сожалению, уже никого не удивляет детская ругань даже в стенах школы. Когда я проходила педагогическую практику в одной из школ, то пришлось наблюдать неприятную ситуацию. В очереди в буфет стояли ученики 5-6 классов. И все было спокойно, пока не появилась компания мальчишек-старшеклассников. Самый "крутой" среди них демонстративно стал впереди всех, отодвинув малявок. Он назвал буфетчице то, что хотел купить. Со стороны пришедшей вместе с ним компании послышались просьбы: "Купи и мне булочку!", "А мне - пачку чипсов", "Воды бутылку", на что последовала немедленная реакция: "Не, ну вы ваще ох...ли! Стойте в очереди, как..." Никого из педагогов школы в этот момент рядом не было. Из взрослых свидетелями были только две опешившие студентки-практикантки, пребывавшие в роли учителей второй день, и буфетчица, которую, похоже, нисколько не удивило поведение подростков. Самое печальное то, что младшие мальчишки смотрели на грубияна, как на звезду, быть может, мечтая тайком, что они тоже так смогут, когда вырастут. Какого же поведения ждать от них в будущем, если хам - пример для подражания?!
Антонина КУЧЕРЕНКО,
студентка ОНУ им. Мечникова.