Номер 23 (1070), 24.06.2011
Несколько лет назад ряд информационных агентств передали будоражущую информацию: на углу улиц Дерибасовской и Ришельевской будет установлен памятник героине одноименной песни. Многие этому сообщению поверили и даже называли имя автора этой пикантной идеи: Константин Швуим, бывший одесский, а ныне давно уже американский музыкант. Вот это казалось вполне реальным, поскольку для лабухов не только Одессы, но и всего бывшего Союза эта песня всегда была любимой и дорогой, причем последнее в самом что ни на есть прямом смысле слова. В советские времена она входила в список произведений, которые категорически нельзя было исполнять не то что с эстрады, но даже в злачных заведениях. Тем не менее на всей одной шестой не было, наверное, ни единого кабака, где бы она не звучала: при этом за каждое ее исполнение музыкантам платили отдельно, так сказать, за риск. О свадьбах, где цензурные запреты не действовали, и говорить не приходится. Если бы это происходило на диком Западе, где строго следят за соблюдением авторских прав, авторы песни или их наследники просто купались бы в золоте.
Правда, с авторством как раз и закавыка. Более или менее достоверным можно считать только то, что первым исполнителем был Леонид Утесов, а песня написана для эстрадного номера, где он выступал в образе газетчика. А поскольку для Утесова в ту пору писали три юмориста - Яков Соснов, Яков Ядов и Мирон Ямпольский, то известный краевед Ростислав Александров предлагает всех их считать авторами песни. По его мнению, премьера песни случилась в 1917 году в Большом Ришельевском театре на улице Ришельевской, 47 (позже там находился кинотеатр им. Короленко). То есть она является ровесницей революции и впору уже готовится к столетнему юбилею.
Конечно, дать достоверный ответ об авторстве практически невозможно. Как и многие другие песни одесского происхождения ("Свадьба в доме Шнеерсона", "Школа бальных танцев" и др.), "Как на Дерибасовской..." тоже очень быстро ушла в народ, стяжав славу блатной. И вполне понятно, что советская власть мириться с подобными сочинениями не могла. Многие одесские песни, включая ту, которая про "бабушку-старушку", остались в списке запрещенных вплоть до распада СССР. Однако, как реакция на запрет, их все равно пели, даже в самой что ни на есть интеллигентной среде. На одном из интернет-форумов я обнаружил прелестное воспоминание некоей девушки о том, как она встречала пятый в своей жизни новый год.
"Собралась куча гостей, меня водрузили на стул и велели петь. Я, как послушная девочка (и в ожидании хорошего вознаграждения), поинтересовалась, что гости желают послушать. Один дядечка, человек весьма консервативных взглядов, заказал "В лесу родилась ёлочка". Зря он это заказал! Я, мило улыбаясь, заявила, что эта песня - полный отстой, а у него нет вкуса, и в наступившей гробовой тишине с огоньком исполнила "Как на Дерибасовской угол Ришельевской".
Благодаря песне этот уголок Одессы стал самым популярным местом у гостей города. Что с успехом используется для рекламы. Bот фрагмент объявления, выловленного в интернете: "Проведите несколько дней в знойной Африке, насладитесь почти настоящим сафари! Находится точно в соответствии с известной песней "Как на Дерибасовской угол Ришельевской". Сафари в районе Оперного театра - это, согласитесь, нечто!
И в заключение еще одна цитата, выловленная в интернете. Описывая фестиваль русского шансона "Золотые купола", посвященный памяти небезызвестного Михаила Круга, автор пишет: "К сожалению публики - и моему личному - композиций, подобных всенародно любимым шедеврам "Как на Дерибасовской угол Ришельевской", так и не прозвучало".
А что касается памятника "бабушке-старушке", так радостно пережившей агрессию налетчиков, то слух оказался туфтой. Хотя нельзя исключить, что рано или поздно он все-таки может появиться.
Александр ГАЛЯС.