Номер 19 (1508), 9.07.2020

ИЗ ЖИЗНИ ВЕЛИКИХ И ЗНАМЕНИТЫХ

* * *

В 1953 году скрипач Давид Ойстрах был на гастролях в Англии, и посол СССР устроил приём в честь великого музыканта. В разгар банкета к Ойстраху подошёл советский атташе по культуре, сделал множество комплиментов маэстро, а потом поинтересовался:

"Вы так хорошо играете на скрипке, но я давно хотел спросить, кто вы по профессии?"

Ойстрах чуть не поперхнулся:

"Я — скрипач".

Атташе немного смутился:

"Конечно, конечно. А кто ваш тренер?"

* * *

В конце своей карьеры Давид Ойстрах стал увлекаться дирижированием, и его концерты всегда вызывали большой интерес. Однажды он признался:

"Поймал себя на неожиданном ощущении: обычно в день выступления я после обеда отдыхаю и часок сплю, затем беру скрипку и начинаю потихоньку разыгрываться. А вчера, поднявшись, потянулся было за инструментами, и вдруг вспомнил: ба, да я же сегодня дирижирую! И так хорошо стало на душе".

* * *

В кабинете композитора Дмитрия Шостаковича рядом с портретом Бетховена одно время висел портрет автора "Катюши" Матвея Блантера.

У Шостаковича спросили, чем объяснить столь странный выбор?"

Шостакович ответил просто:

"Бетховена я очень люблю, а этот cам Мотя принёс и повесил. Ну, и хорошо, пусть висит..."

* * *

Когда виолончелиста Мстислава Ростроповича и пианиста Эмиля Гилельса пригласили на длительные гастроли в США, их отпустили, но без жён. Музыканты обратились к министру культуры СССР Фурцевой с просьбой разрешить выезд и для их жён. Фурцева обещала помочь, но попросила написать официальное заявление.

Просьба Гилельса выглядела так: "Поскольку я страдаю заболеванием печени и нуждаюсь в специальном уходе, а гастроли в США намечены на два с половиной месяца, прошу направить со мной мою жену".

Просьба Ростроповича выглядела совершенно иначе:

"Поскольку я абсолютно здоров и еду на два с половиной месяца, прошу разрешить выезд с женой".

Выезд жёнам музыкантов разрешили, но они так и не поняли, чей довод оказался более убедительным для властей.

* * *

Один из друзей Ростроповича решил подшутить над ним:

"Слава! Ты играешь на очень эротичном инструменте — зажимаешь его между ног, водишь туда-сюда смычком"

Ростропович перебил собеседника:

"Что ты, самый эротичный инструмент — это кларнет".

* * *

Когда Ростропович стал укрывать на своей даче опального писателя Солженицына, вскоре последовали санкции со стороны властей. Министр Фурцева вызвала к себе музыканта и в резкой форме заявила:

"Мстислав Леопольдович! Ваша акция идёт вразрез с политикой государства, и мы вынуждены соответственно отреагировать. За границу посылать не будем, можете гастролировать по стране".

Ростропович искренне удивился:

"А что, концерты на родине вы считаете наказанием?"