Номер 18 (914), 23.05.2008
Юношам и девушкам, нынче вступающим во взрослую жизнь, наверное, трудно себе представить, что их родители, бабушки и дедушки росли в обществе, где была фискальная политика, но не было специализированных фискальных служб. Точнее, они были, только "маскировались" под другими наименованиями (в системе, когда практически вся экономика контролировалось государством, роль налоговых контролеров фактически выполняли правоохранительные органы). Возможно, потому, так непросто понять многим нашим согражданам, что представляет собой налоговая служба, чем занимается, кто там трудится. Стремление лучше разобраться в этом и привело нас в Государственную налоговую администрацию в Одесской области, где наш корреспондент провел день, общаясь с руководителями и сотрудниками разных подразделений...
8.00. Утро, как поется в песне нашего земляка Оскара Фельцмана, начинается с рассвета. Трудовое утро начинается с прихода на работу. Едва ли не первым сотрудники охраны здания на углу Семинарской и проспекта Шевченко приветствуют главного начальника - председателя областной налоговой администрации Анатолия Косолапова. Он появляется задолго до официального начала рабочего дня. Глядя на руководителя, равняются и подчиненные.
В областной налоговой сложилось негласное правило: чтобы эффективно начать рабочий день ровно в девять часов, каждое утро весь руководящий состав администрации, да и большинство сотрудников, стараются прийти пораньше. Так что к половине девятого практически все сотрудники уже на рабочих местах: проводят блиц-совещания, решают текущие вопросы, обсуждают планы на день...
- У нас нет такого, чтобы в девять часов, когда заходят первые клиенты, мы сидим и красим ресницы, - улыбается начальник управления массово-разъяснительной работы и обращений граждан Ольга Быковская. - Это исключается.
9.00. На "раскачку" времени действительно нет: едва открылись двери, а клиенты уже тут как тут. Немало людей приезжает издалека, из районов области, им стараются уделить особое внимание. Чаще всего пришедших направляют в общественную приемную, где они могут получить консультации практически по любым вопросам.
- К нам обращаются по самым разным поводам, - рассказывает начальник отдела приема и работы с обращениями граждан Ольга Скуртул, которая руководит общественной приемной. - Если вопрос сложный, то мы связываемся с соответствующими службами, чтобы дать максимально полную консультацию. Много поступает жалоб. Увы, но довольно часто жалуются не по адресу.
Интересно, например, что в налоговую люди обращаются с жалобами на некачественные товары; граждане требуют, чтобы налоговики проверили таких субъектов предпринимательской деятельности и наказали их. Вот и приходится объяснять, что такие вопросы - в компетенции управления по защите прав потребителей, благо оно расположено в нескольких кварталах.
Беседа с клиентами - это вообще особое искусство. И нервы на такой работе порою нужно иметь просто железные.
Ольга Быковская рассказывает, что многие граждане непременно стремятся попасть на прием к председателю. Однако чаще всего оказывается, что вопрос можно решить, так сказать, "на подступах", не вмешивая высших должностных лиц. В самом деле, если бы председатель принимал всех стремящихся попасть к нему, то ничем другим попросту не мог бы заниматься.
Кстати говоря, чтобы получить консультацию, вовсе не обязательно "оббивать порог" налоговой. Всю неделю, с 8 утра и до 20 часов действует информационно-справочная служба 007 Государственной налоговой администрации Украины (8-800-501- 00-70). Еще можно зайти на официальный сайт ГНАУ
(www.sta.gov.ua)
или ГНА в Одесской области
(www.nalog.od.ua)
и там оставить свой вопрос. Ответят обязательно -
заверили нас в управлении массово-разъяснительной работы и
обращений граждан.
"На словах только в любви объясняются, а о делах следует писать"
(Петр Капица, знаменитый физик).
10.30. На столах у сотрудников общего отдела административно-хозяйственного управления- стопки документов. Через некоторое время они исчезает, зато появляются новые, не менее внушительные. И так - целый день. Эта служба занимается регистрацией документов - обращений, приказов, распоряжений, оперативной их доставкой до соответствующих структур и исполнителей, контролем за движением документации, словом, всем тем, что многие несведующие граждане презрительно именуют "бумажной волокитой". Однако именно в этих "бумажках" - и суть дела. Сбор налогов, как и все, что связано с материальными ресурсами, - наука точная; без документов тут не обойтись. А работать с документами ничуть не проще чем с людьми. Тут, если хотите, нужен талант, любовь к своему делу.
Начальник отдела Наталья Абушева признается: "Деловодство - это мое". С этой сферой связана большая часть ее трудовой деятельности. Опыт помогает так поставить работу шестерых сотрудников, чтобы при всем наплыве документации (одних только писем в день поступает не менее двух сотен плюс документы по электронной почте, факсу и т. п.) не было сбоев: любая задержка влечет "цепную реакцию" - как в известном стихотворении "Не было гвоздя - подкова пропала....".
"Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе"
(Оливер Холмс-старший, американский писатель).
11.45. Тему документации мы продолжаем обсуждать в кабинете начальника управления информатизации процессов налогообложения Татьяны Панасенко.
- Мы постоянно занимаемся внедрением новых технологий, - рассказывает она. - Этот процесс в налоговой администрации идет буквально с самого момента ее создания. Ведь без компьютеров сегодня просто невозможно обработать всю курсирующую в налоговой информацию.
И впрямь, объемы электронной информации просто гигантские. Вот пример. Один только специальный журнал, протоколирующий работу информационной системы, имеет объем 20 гигабайт: чтобы было понятно читателям - это примерно равно объему записи 4-5 художественных фильмов. Специфика работы налогового инспектора данной службы требует минимум двух высших образований.
В данный момент предмет, требующий особого внимания, внедрение электронной отчетности. При этой системе налогоплательщику нет надобности самому приходить с отчетами в налоговую инспекцию, выстаивать очередь, тратить на это массу времени. Всю необходимую документацию можно послать по электронной почте, как говорится, не выходя из дому. Более того, умные машины - компьютеры имеют специальные программы, которые проверяют отчетность на правильность заполнения. Причем, если одна программа проверяет соответствие формы установленному образцу, то вторая исправляет арифметические ошибки. Нетрудно понять, насколько это важно в таком деле, как уплата налогов, где ошибка в одной цифре или даже запятой может иметь неприятные последствия. Более того, если плательщик сам обнаружил какие-то неточности в своем отчете, или хочет что-то исправить, он может внести изменения в документы также по электронной почте.
И в данном случае налогоплательщики могут обращаться на официальный сайт ГНАУ
(www.sta.gov.ua)
или ГНА в Одесской области
(www.nalog.od.ua)
Там есть все материалы по электронной отчетности. Они постоянно обновляются. Более того, с этих сайтов можно бесплатно скачать необходимое программное обеспечение для предоставления налоговой отчетности в электронном виде, а также нормативно - правовую базу, регулирующую данный вопрос, и с ним работать.
Надо отметить, что преимущества подобной системы все больше осознаются налогоплательщиками. В настоящее время уже 42 % зарегистрированных налогоплательщиков заключили договоры на электронную подачу отчетности. Не зря же говорят: "время - деньги". В бизнесе и в налоговой службе это особенно очевидно.
"Дорога цивилизации вымощена квитанциями об уплате налогов"
(Э. Маккензи).
14.30. Заместитель председателя областной ГНА Наталья Приймак приняла нас без проволочек. Справедливости ради следует отметить, что налоговая администрация в плане работы с журналистами - одна из самых активных и на все предложения об интервью или просьбы дать консультации тут (в отличие от многих других государственных структур) откликаются оперативно и доброжелательно. Тем более, это касается Н. Приймак, которая как раз и курирует информационное направление работы областной налоговой. Впрочем, в ее ведении много вопросов: экономический анализ, учет плательщиков, налогообложение физических лиц и др. Об объемах и важности данных тем красноречиво (как и всегда) говорят цифры. Налогоплательщиков - юридических лиц в нашем регионе - более 56 тысяч, а физических лиц - более 141 тысячи. Поступления от них - из числа основных источников пополнения местных бюджетов. А по поступлениям в бюджеты Одесская область входит в первую группу, т. е. относится к передовым регионам, которых в просторечии именуют "донорами". Хочешь - не хочешь, а надо соответствовать...
К моменту нашего прихода Н. Приймак как раз занималась анализом базы налогообложения на май: на какую сумму поступлений следует рассчитывать в текущем месяце.
Экономический анализ, как она сама призналась, занятие особо любимое: сказывается 15-летний опыт работы на должности главного бухгалтера. Наибольшее ее внимание привлекают предприятия т. н. "группы риска" - те, которые имеют низкую налоговую отдачу. Ведь при примерно равных условиях ведения хозяйства налоговые поступления от предприятий одной отрасли могут существенно отличаться. Особенно это касается предприятий торговли и строительства. Меня, например, давно занимает такой вопрос: каким образом можно торговать себе в убыток - что проистекает из отчетов некоторых магазинов, ресторанов, баров. Налоговиков этот вопрос интересует еще больше. Вот они и анализируют причину такого положения дел. Впрочем, детальнее мы коснемся этого вопроса чуть позже. Пока что отметим, что работа в этом направлении идет достаточно успешно. Во всяком случае, налогов на доходы от физических лиц в этом году поступило на 35,3 % больше, чем за соответствующий период прошлого года. В местным бюджетам этот рост составил 26 %, по поступлениям в госбюджет - 31 %. И это при том, что темпы роста промышленного производства в регионе - 26,2%, грузооборот вырос на 11,9 %, объем розничной торговли - на 22,6 %. Разница в этих данных - это те суммы, которые удалось "извлечь на свет" за счет сокращения оборотов "теневой экономики".
- Когда вы видите эти данные, что испытываете при этом? - задал я вопрос заместителю председателя областной налоговой администрации.
- Особое удовольствие, - просто ответила она. - Значит, работа делается хорошо.
С этим трудно не согласиться.
"Гражданин должен платить налоги с тем же чувством, с каким влюбленный дарит своей возлюбленной подарки".
(Новалис, немецкий философ).
16.30. К тому времени, что я оказался в кабинете первого заместителя председателя областной ГНА Натальи Шевченко, от обилия сведений и статистических данных, что называется, пухла голова. И захотелось просто поговорить с человеком, который занимает столь высокую место в налоговой иерархии (в переводе на понятные представления это должность - генеральская)...
- Сейчас перед налоговой службой ставятся особые задачи. Насколько труднее в связи с этим стало работать?
- Действительно, требования к нашей работе выросли. Это большая ответственность и перед налогоплательщиками, и перед государством - выполнить плановые задания. Мы делаем все возможное, чтобы добиться этого. Не без гордости могу сказать, что по итогам первого квартала этого года Одесская область впервые вышла на первое место по перечислению средств в бюджеты всех уровней. И налоговая служба внесла в это свой весомый вклад. Что радует в работе по сбору налогов: это происходит не стихийно, а равномерно. Можно сказать, без авралов. За четыре с половиной месяца у нас ни разу не было срыва: налоги поступают равномерно, в полном объеме. Безусловно, это, в первую очередь, благодаря коллективу, который понимает задачи, поставленные перед ним государством.
- Но коллектив - явление разнородное. Как удается сцементировать его?
- Нужен индивидуальный подход к каждому сотруднику: брать лучшее из того, что он умеет делать. Тогда коллектив работает как слаженный механизм. Мне помогает опыт преподавательской работы: восемь лет я работала в техникуме, а это хорошая закалка.
- Что сейчас является предметом вашей особой заботы?
- В нашей работе важно все. Вот сейчас мы всячески стараемся стимулировать добровольную уплату налогов.
Наши законы таковы, что можно совершенно легально минимизировать налоги. Мы, действуя, разумеется, в рамках закона, выявляем, каким образом предприятия минимизируют уплату налогов. А потому ведем работу с такими плательщиками, убеждаем их, что нужно все-таки думать не только о себе, но и о государстве...
- Так что для вас и сейчас актуально знаменитое некогда фраза, сочиненная, кстати, одесситом Игорем Шафераном: "Раньше думай о Родине, а потом - о себе"?
- Безусловно. И, надо сказать, что после таких бесед руководство предприятий, как правило, соглашается с нами и налоговая нагрузка постепенно растет. В процентном отношении эти данные не кажутся ошеломляющими, однако, если перевести в деньги, то речь идет о значительных суммах - миллионы гривен. Сбор налогов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, возрос на 70 %, а производство - менее чем на 30 %. Это означает одно: экономика постепенно начинает выходить из тени.
- Вы действуете на том, можно сказать, участке, где от успехов или неуспеха зависит, в общем-то, благополучие страны, ее граждан. В повседневной работе это как-то сознается?
- Да мы уже привыкли, просто в подсознании сидит: наша работа нужна людям, государству, от нее зависит и настоящее, и будущее страны....
18.00. Официальный конец рабочего дня не означает, что все сотрудники налоговой тут же покидают свои места. Многие остаются и после: уж очень велик объем работы, не говоря уже о том, что регулярно поступают запросы, на которые следует ответить как можно скорее. Но к этому тут уже привыкли: дело - важнее...
"Мы не начальники налогоплательщиков; это они - наше начальство".
(Коулман Эндрюс, директор налогового управления США)
День, который мне довелось провести в областной налоговой администрации, был самым обычным: без каких-то особых мероприятий. Разве что председатель находился в командировке.
Но эта будничность мне, по крайней мере, позволила понять, какой труд лежит в основе того, что обеспечивает жизнь государства, региона, да и нашу с вами, уважаемые читатели.
Александр ГАЛЯС.
Благодарим сотрудников управления массово-
разъяснительной работы и обращений граждан ГНА в Одесской
области за содействие в подготовке этого материала.