Номер 18 (865), 18.05.2007
"Веер есть снаряд для наведения на лицо прохлады..." При помощи веера можно было также назначать свидание или отказать в нем, объясниться в любви. То есть его использовали в качестве инструмента флирта, что распространилось сначала в Испании и Италии, а затем по всей Европе. В ХVIII веке существовал своеобразный условный "веерный" язык...
Веер появился давно. Первоначально это были просто ветки или листья деревьев, пучки перьев, которые помогали защищаться от жары и насекомых. Прошли века, и вот уже он предмет роскоши. Рукоятки изготавливают из дорогих пород деревьев, украшают драгоценными металлами и камнями. В конце ХV начале ХVI века португальцы привезли с Востока складной веер. К началу ХVII века он почти вытеснил все другие. Расцвет веерного искусства приходится на конец ХVII начало XIX века. В это время над их созданием работали художники, в том числе Ватто, Буше, Ланкре. Лучшие ювелиры и резчики выполняли остов из панциря черепахи, перламутра, золота и других ценных материалов.
Во время Великой французской революции веера приобретают новое значение политическое. Делали их из бумаги или дешевого шелка, и на них воспроизводили изображения важных событий, портреты политических деятелей...
У веерного искусства в России тоже своя история. Первые известные опахала относятся к ХV веку. Делали их в Москве мастера Оружейной палаты, но были и привозные. В начале ХVIII века опахало заменил складной веер.
Не обошла тему веера и символика. Большие веера были знаками власти, особенно в Азии и Африке, возможно, вследствие ассоциативной связи с ветром и использованием их при раздувании огня, как, например, тот веер, который держит в руках индуистский бог огня Агни. Церемониальные веера из перьев, такие, как флабеллум, которые несли во время папских процессий, несомненно имели небесный символизм. Так как веера применялись обычно для защиты правителей (и объектов поклонения) от, как отмечалось, палящих лучей солнца и досаждавших насекомых, это способствовало тому, что они стали подчеркивать высокий статус в духовной и светской жизни. Веер в форме сердца использовался Чуанг Ли Чуаном, даосским Бессмертным, для возвращения к жизни. В японских ритуалах веер был символом расцвета жизни или в случае, когда его несли обреченные на казнь, ее угасания. Раскрытый веер также часто ассоциировался с фазами Луны и в более широком смысле со сменой женского настроения.
Подготовил Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.