Номер 16 (812), 28.04.2006
Когда приходит ВЕСНА, вновь и вновь понимаешь, что ОДЕССА это МУЗЫКА в МУЗЫКЕ.
Море и милой губы
ВЕЧНЫМ ПРИБОЕМ В СЕРДЦЕ,
Радуя, биться будут
В РИТМЕ БУРНОГО СКЕРЦО!
кации, море и непотопляемый одесский оптимизм с грустинкой это и есть тот неподражаемый музыкальный коктейль, который мягко бьет в голову и волнующе щемит сердце, которому "не хочется покоя" вне зависимости от возраста, пола, национальности и степени интеллекта. А такое состояние самое благоприятное для вхождения в мир МУЗЫКИ, для приобщения к ЯЗЫКУ МУЗЫКИ, овладения им.
Когда-то Петербургская академия художеств награждала своих выпускников золотых и серебряных медалистов поездкой в самые ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННЫЕ страны, где творили лучшие живописцы мира в Италию и Испанию. Их снабжали деньгами (500 рублей золотом) и они отправлялись учиться ВЫСОКОЙ ЖИВОПИСИ. Я обращаюсь к нашему министерству образования с предложением (и в шутку и всерьез): направляйте в Одессу после окончания музыкальных вузов лучших выпускников, пусть даже и не с пятистами рублями золотом, даже не с "условными единицами", а по-нашему, по- простецки на шарашку. Все едино само пребывание в Одессе будет для таких стипендиатов весьма полезно. Ибо, как пишут в санаторных книжках одесских отдыхающих: "максимальное пребывание на свежем (одесском) воздухе" сверхцелительно. Особенно для музыкантов. Ибо одесские флюиды насыщены, даже перенасыщены музыкой.
Ну вот. После того, как я убедил министерство, читателей и будущих музыкантов от мала до велика, можно сочинять дальше. Одесса ждет!
Дмитрий Борисович Кабалевский (1904-1987) известный композитор, музыкальный педагог и общественный деятель, начавший музицировать еще в детском возрасте, делом всей жизни считал созданную им музыкально-педагогическую концепцию массового музыкального воспитания. В одном из своих выступлений он говорил: "Чтобы создавать музыку для детей, мало быть композитором. Необходимо одновременно быть и композитором, и педагогом, и воспитателем. Только такое единство может дать хорошие результаты".
В 30-х годах появляется целый ряд кинофильмов с музыкой Кабалевского: "Антон Иванович сердится", "Академик Павлов", "Мусоргский", "Первоклассница"; вокальные циклы на стихи В. Шекспира, С. Маршака. В 1965 г. он создает новую редакцию оперы "Мастер из Кламси" (1935), которая называется "Кола Брюньон", за которую в 1972 г. ему была присуждена Ленинская премия. Музыка для всех возрастов.
Одновременно композитор возглавил работу по эстетическому воспитанию детей и юношества. Кабалевский академик Академии педагогических наук; он вице-президент Международного общества по музыкальному воспитанию (IЗМЕ), а впоследствии становится его почетным президентом. Всемирный образец СЛУЖЕНИЯ МУЗЫКЕ.
Дмитрий Борисович Кабалевский неоднократно бывал в Одессе. Он создал программу музыки для школы, которая должна была увлечь детей музыкой. В Одессе, как известно, эту программу прекрасно воплотил в жизнь П.С. СТОЛЯРСКИЙ в возглавляемой им школе, которую в предвоенные годы печать называла "фабрикой талантов". Мы не будем упоминать имена ее славных воспитанников, которые разнесли славу музыкальной Одессы по всему миру они у всех на слуху. Напомню лишь о том, что здесь, в Одессе, получил первые уроки музыки у своего отца гениальный Святослав Рихтер. И еще об одном стоит, вероятно, напомнить одесситам: в 30-х гг. прошлого века в нашем городе было две консерватории: Одесская государственная консерватория, что находилась на ул. Островидова, 65, директором которой был Г.Л. Кандель, и КОНСЕРВАТОРИЯ ВЫХОДНОГО ДНЯ по тому же адресу, заведовал которой О.С. Шварц. Так что, когда мы говорим о супермузыкальности Одессы, то она возникла, конечно, не из ничего. Вот еще хотя бы два примера из семидесятилетнего ДАЛЁКА:
ДСМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И КУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ СРЕДИ ДЕТЕЙ (ул. Ласточкина, 24а; директор Минськин Е.М.)
ОБЛАСТНАЯ БАЗА САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (ул. Щепкина, 12; заведующий Меш Д.В.)
Напомним тем, кто забыл, что все эти учреждения, начиная с госконсерватории, работали бесплатно.
За большие деньги Большую Культуру не создашь. Все великие композиторы бедствовали. Я не говорю, что это хорошо. Я говорю, что у миллионеров джексонов большие деньги, но мало культуры. Нищим и бомжам тоже не до культуры это понятно. Италия страна солнца, дешевого вина и даров моря. Там легко живется и легко поется. А воздух такой, что все краски играют тысячами радуг. Отсюда и музыка, и живопись. Из бьющей ключом жизни. То же и в Одессе отчасти. Как я уже говорил с грустинкой. Эта грустинка от неустроенности нашей жизни. Отчасти. Так было. Так есть. Так будет?!.
МУЗЫКА РАДИ МУЗЫКИ, а не на потребу вождей, площадей или денежных мешков. Так творили Моцарт, Бетховен, Скрябин. Ради ВЕЧНОСТИ, ЛЮБВИ, ВЕСНЫ. Вот почему наша Одесса весной так прекрасна. Она проникнута, пронизана ВЫСОКОЙ МУЗЫКОЙ, МУЗЫКОЙ ЮНЫХ ЗВЕЗД.
Олесь Гончар писал: "Где-то там, в идеале, существует для нас человек будущего гармонически, всесторонне развитый, благородный, свободно расцветающий красотой интеллекта и чувств..."
Если ты сейчас, уже сегодня такой, ИДИ В МУЗЫКАНТЫ! Там тебе самое место, ибо нет более благородной и благодарной профессии, чем профессия МУЗЫКАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.
Анатоль ШАХЛИЕВИЧ.