Номер 15 (1112), 20.04.2012
Для вступления - читательский (он же - и гражданский) блиц- тест типа "Знаете ли вы?". Какой из городов занимает первое место в реестре областных центров экс-СССР в смысле рождения молодёжной газеты? И тут же подсказка: формула "город не первый, но и не второй" здесь ни при чём. Сдаётесь? Ага, знаете! И между прочим, абсолютно правы. Да, речь - об Одессе. Более того: что наш город - месторождение первой в истории СССР молодёжной газеты - в общем-то, у знатоков и спору нет. Охотно ли, не очень ли, а только уже давно смирились с этим историческим фактом все заинтересованные стороны. Тем более, что сегодня сие вообще многих ли интересует? Во всяком случае, в так называемое наше время и для журналистов одесской "Комсомольской искры", и для её читателей вполне привычной была строка под заголовком: "Издаётся с 1922 года". Такая же строка в семимиллионнотиражной газете ЦК ВЛКСМ "Комсомольская правда" означала, что родилась она в 1925 году, то есть, на три года младше.
Признано, в общем, и то, что по-настоящему первым главным редактором "Комсомольской правды" был коренной одессит Шура Мартыновский, в революцию и гражданскую войну-интервенцию ставший именно в Одессе Тарасом Костровым. И что в создание всесоюзной "Комсомолки" он вложил и опыт, обретённый в ходе работы над первой в истории городской молодёжной газетой в Одессе.
Казалось бы, в общем и целом всё ясно. О чём же речь? Что это неймётся автору, душа которого явно не довольна этой ясностью? Оно-то, конечно, всякому одесситу (если он и впрямь - одессит) лестно, что именно его город исторически авторствует в такой новинке, как рождение молодёжки. Не краса и гордость революции - Питер. Не краснобелокаменная столица СССР. И даже не мать городов русских. Одесса! В такое тревожное, оскорбительно-нервное время подобное напоминание - тоже бальзам на раны одесской души. С этой, единственно верной точки зрения, напоминание об одесском первенстве не может быть лишним. И, стало быть, автору незачем опасаться обвинения в банальности. Напомнил Одессе об одном из предметов её приоритета. Тут бы и точку поставить. Но...
Давайте всё же вдумаемся. При всей сложности этого процесса в непомерной динамике времени остановимся, оглянемся, припомним: 1922 год (согласно официальной документации) - год окончания гражданской войны. И год рождения СССР. А что до Одессы, то власть, высокопарно именуемая советской, здесь установилась ещё в феврале двадцатого. И выходит, в самое трудное, сложное, противоречивое и трагическое время газета одесской революционной молодёжи не торопилась выходить на историческую арену. И явилась народу, когда стало ясно: то, что революция в большевистском варианте выжила, победила, прогнала врагов за море и в подпол. И теперь - всерьёз и надолго. Велика ли доблесть?
Между тем активное участие юных и молодых одесситов в событиях семнадцатого-двадцатого годов общеизвестно и никогда не оспаривалось самыми строгими исследователями. С весны-17 они действовали чрезвычайно активно, срывали горлышки на собраниях и митингах, создавали свои организации и даже боевые вооруженные подразделения. Гибли и калечились в декабрьских стычках и в Январском восстании-18. Уходили на фронты и в партизаны, залазили в подполье. И торжество революционной власти считали, естественно, своим торжеством. Хотя тут тоже не всё гаразд.
Сначала тут роль Одессы и одесситов, в том числе юных и молодых, была ясна всем; не спроста в середине двадцатых большинство членов ЦК ЛКСМУ были одесского происхождения. Но чуть позднее, в конце тридцатых, эти и другие наши земляки, высоко взлетев, низко пали. И о революционной активности Одессы говорить было уже как-то не принято. Правда, слегка вернулись к теме аж в сорок восьмом году, когда (при праздновании тридцатилетия комсомола) Одесская городская комсомольская организация была награждена боевым орденом Красного Знамени. В наградном формуляре наряду с подвигами в восстановительный период и Отечественную войну фигурировал героизм одесской комсы в революцию и гражданскую войну. Небольшая публикация в "Комсомольской правде" и несколько материалов местной прессы напомнили тогда миру о рождении в горниле второй, буржуазно- демократической (ещё - февральской или февральско-мартовской) революции 1917 года Одесского молодёжного демократического союза. В чём, к слову сказать, незаурядную роль сыграл тот самый Шура Мартыновский, который - Тарас Костров. Его имя, как и имена Васютина и Златопольского, можно было прочесть на страницах маленькой-плохонькой брошюры, выпущенной Одесскими партийной и комсомольской организациями по поводу юбилея комсомола вообще и награды одесской комсомолии в частности. Но тогда же, там же и по тому же поводу не проступили сквозь туман времени имена создателей и активистов одесского союза молодёжи и его прессы - Семёна Игната, Семёна Урицкого, Алексея Максимова, Виктора Далина, Семёна Гиммельфарба и тех их товарищей, кто в ходе революции, гражданской войны и после неё, что называется, вышел в люди.
Сие издание по истории городской комсомольской организации (невероятно, но - факт!) содержит указание лишь на одного секретаря горкома комсомола - В. Васютина и одного райкомовца - А. Златопольского. Других фамилий нет. Потому, вероятно, что Алёша погиб на той далёкой, на гражданской. А Василий стал первым секретарём ЦК ЛКСМУ и секретарём ЦК ВЛКСМ, получил степень профессора, доктора исторических наук. Он счастливо пережил советско-партийно-комсомольскую резню конца тридцатых - начала пятидесятых. И даже открывал последний в истории съезд украинского комсомола. В семидесятые годы приветы от него мне передавали Алексей Максимов и Виктор Далин, основатели юношески- молодёжной организации и её прессы в нашем городе. То есть они тоже тогда быстро вышли в люди: А. Максимов стал крупным армейским политработником, а В. Далин, член ЦК ЛКСМУ, возглавил издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия" и был членом редколлегии "Комсомольской правды". Но им повезло несколько меньше - сгорели в тридцать седьмом. По десять лет тюрьмы и по восемь ссылки. Выжили, реабилитировались. Та же судьба выпала и многим другим фундаторам комсомолии Одессы, имена которых, увы, мало что скажут сегодня даже пожилым землякам. Тем более - молодёжи и юношеству. Выжившие чудом, они в конце пятидесятых были свезены в Москву и определены в литобъединение старых большевиков Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Возглавил Одесскую секцию человек-легенда: Южный-Горенюк Иосиф Эммануилович, бывший начальник одесской подпольной партийной контрразведки при Деникине.
(Окончание следует.)
Ким КАНЕВСКИЙ.