Номер 15 (708), 16.04.2004
(по данным одесских газет того периода и архивным материалам)
Год 1853 стал последним в жизни старой доброй Одессы Воронцовских времен. Жизнь нашего города во многом сохраняла патриахальные устои, праздники главные события в жизни одесситов. Особенно ждали в том году весеннего дня 13 апреля даты, открывавшей святую Страстную неделю для всех православных.
Когда приближались сумерки, как по мановению руки, сразу же пустели улицы нашего города. Это вся православная Одесса от мала до велика во все дни Страстной недели устремлялась в едином порыве в церкви.
Особенно много молящихся было, начиная с Великого четверга. Ведь только с того дня многие рабочие и служивый люд, учащиеся учебных заведений могли поститься и выстаивать продолжительные церковные торжества, готовя себя тем самым к исповеди и причастию. Потому особенно щедрыми были подаяния убогим и сирым, которые с утра совершали истинное паломничество к церковным папертям.
По случаю Великого четверга совершенно приостановилась городская торговля. Ворота хлебных магазинов замкнули тяжеленные амбарные запоры. Закрылось большинство фабрик, мастерских и лавок. Необычно притихли гавани порта и уж вовсе пустынными для торгового города представлялись в тот день привозные площади.
По вечерам особое значение в глазах одесситов обретал первый храм Одессы ее величественный Преображенский собор. Со всем духовным благолепием православной церкви там в Страстную пятницу отправлял торжественную вечерню с выносом Святой Плащаницы экзарх православной церкви Юга архиепископ Иннокентий в окружении соборного духовенства и при участии великолепного хора архиерейских певчих. Казалось, что вместе с преосвященным во время молитвы истово крестится и вся христианская Одесса. По случаю выноса Плащаницы, как всегда, в знак великого траура по мученической смерти Христа на стоящих в притихшем порту русских и греческих судах в тот день были приспущены все флаги.
Небольшого роста, с умным, выразительным и бледным лицом, с проникновенным взором, с необыкновенным спокойствием во всех своих движениях таковым запал в память своих современников архипастырь Новороссии. Вот он, опершись на архиерейский посох, обращается в задушевной беседе к своим прихожанам. Живая образная речь Иннокентия одинаково доступна сердцам и душам всех молящихся в храме. Подкрепляя слова свои особенной, "греческой" манерой вести проповедь вполголоса, преосвященный тем самым заставляет мирян ловить буквально каждое свое слово.
Щедро расточал свой удивительный дар проповедника Иннокентий. Теплились лампады у ликов икон, потрескивали свечи, струился из кадильниц благовонный ладан, к высоким сводам собора взлетало стройное пение хора...
Особенной торжественностью всегда отличалась ночь на Светлое Воскресенье. С восьми часов вечера Великой Субботы начиналось во всех церквях Одессы чтение Апостольских деяний. По обыкновению, карнизы храмов, колокольни и купола были с началом сумерек сплошь иллюминированы масляными плошками. Без числа в этот великий христианский праздник сменяли друг друга молящиеся у алтарей.
Рано в полночь храм, подсвеченный снаружи заревом горящих на Соборной площади смоляных бочек, обходил Крестный ход. Вот как это описывает одна из одесских газет: "Процессия с иконою Божьей Матери и хоругвями при торжественном звоне колоколов приближается ко входу во храм. Отворяются церковные врата, Иннокентий вступает в собор, радостно приветствуя всех заветными словами": "Христос воскресе!" Все в один голос отвечают: "Воистину воскресе!"
Неузнаваемо менялся в светлые пасхальные дни лик площади за Архангело-Михайловским монастырем. Ввиду своей обширности монастырская площадь в те времена была "Марсовым полем" Одессы. Здесь, на открытом на все четыре стороны света городском пустыре, из года в год упражнялись в будни в плац-парадных экзерцициях солдаты местного гарнизона. В Николаевской России любили и умели маршировать! По близости к хлебным магазинам улицы Польской в погожие дни Михайловская площадь была по краям своим обычно запружена возами чумаков.
Ко дням Светлой недели там ставили качели, и тогда на "веселой площади" Михайловского монастыря с утра до сумерек ликуя толпился в пыли "хаджибеевских времен" выряженный по-праздничному в пасхальные одежды разночинный одесский народ простолюдины и купцы, неродовитые дворяне и приказчики из магазинов.
(Продолжение следует.)
Виктор ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК, академик; Олег АНДРЕЙКО.