Номер 13 (958), 10.04.2009
До 1898 года на этом самом высоком месте города находилась совершенно иная кирха, возведенная в 1823 году. Ее видел еще Пушкин.
Передо мной любопытный документ - "Доклад архитектора Г. К. Шеврембрандта о перестройке лютеранской церкви в гор. Одессе", опубликованный в "Записках одесского отделения Императорского русского технического общества".
Генрих Карлович сообщает, что состояние церкви, построенной 75 лет назад, ухудшалось из года в год и внушает серьезные опасения по поводу ее безопасности.
Поначалу средств на предполагаемый ремонт было очень мало, и намечалось лишь самое необходимое. Из представленных на конкурс четырех проектов церковным советом и жюри проект Шеврембрандта был признан наилучшим, и ему было поручено его воплощение.
При проведенном архитектором тщательном обследовании выявилось, что можно использовать лишь часть фундаментов - и то при условии их укрепления. Речь шла уже не о перестройке или ремонте церкви, а о постройке новой.
Шеврембрандт предлагает "окончательно снести старую церковь и воздвигнуть новую, совершенно не стесняясь планом старой".
Архитектор прибегает к весьма интересным строительным решениям, благодаря которым удалось в два раза увеличить высоту колокольни, избежать неравномерной осадки при сопряжении старых и новых фундаментов, основанных на слабых грунтах и т. д. Его не обескураживали голоса о рискованности предприятия, он следовал своему старому принципу: "Нет ничего невозможного..."
К окончанию строительного сезона 1896 года уже удалось покрыть черепицей кровлю, установить крест на колокольне. Как сообщает зодчий, успешно выполнить все работы помогли активное участие архитектора X. Скведера и полное взаимопонимание и старания рабочих...
По мере роста здания "росло и душевное настроение общины, члены которой охотнее открывали кошельки и сердца". Стало возможным украсить церковь живописью на стекле, вызывающей "возвышенное настроение души". Были установлены новый орган, роскошный дубовый алтарь и кафедра, строго в стиле выполнены железные оковки дверей и светильники.
Сравнение аналогичных церквей в Германии показало, что по стоимости они значительно выше лютеранской церкви, сооруженной в Одессе.
В довоенные годы в кирхе работал органистом Теофил
Рихтер. Его сын, Святослав Теофилович, выступал в
филармонии, был концертмейстером в Оперном театре,
музицировал по приглашению в немецком обществе. В 1944
году отец был арестован как немец и, конечно же, как
шпион, и погиб. Святослав Рихтер никогда больше не
приезжал в Одессу. Это было для него невозможным. Но
тайком просил друзей присылать фотографии знакомых и
любимых мест на Новосельского, Нежинской, Кузнечной, в
Лютеранском переулке...
Мне довелось в течение многих лет жить и бывать на Новосельского (тогда Островидова). Здание уже не использовалось как духовный центр, Одно время здесь размещался спортзал института связи. Позднее, когда учился на вечернем отделении инженерно-строительного института, что на Дидрихсона, постоянно проходил мимо кирхи. С болью наблюдал, как ветшает и разрушается (случались и пожары) единственное в городе здание в неороманском стиле. Поздно вечером зимой сильный ветер сбрасывал черепицу, завывал в оголенных стропилах, кружил снежный шлейф вокруг уходящей в черную мглу колокольни. Выветривались стены из камня- ракушечника, вылетали стекла, покрывались льдом выломанные ступени входа...
Шли годы. Незаконно занятые храмы обретали истинный смысл, изначальный облик, прихорашивались и расширялись. Возводились новые дома Бога на земле, облагораживались окружающие кирху сооружения общины. Приходящее все более в негодность (поговаривали даже о сносе) здание лютеранской церкви замерло в ожидании...
Наконец, и оно оделось строительными лесами.
У общины появились средства, в основном предоставленные Лютеранской Баварской церковью. Весной 2006 года началась реконструкция храма - памятника архитектуры национального значения.
Открытие кирхи после реставрации намечено на 2009 год.
ДЛЯ СПРАВКИ
Шеврембрандт Генрих Карлович. Работал в Одессе 13 лет, с 1890 до 1903 года. На должность внештатного техника городской управы был зачислен с 1893-го, но преимущественно занимался частной практикой.
Используя формы необарокко, неоромантики и неоготики, построил несколько домов, отличавшихся очень высоким архитектурным мастерством, среди них:
- фасад и перестройка дома князя Гагарина на Екатерининской площади, 7;
- 2-этажный дом Мильнера на улице Манежной, 24;
- парадные лестницы между домом и флигелем Антоновского на Нежинской, 89;
- фасад особняка Гринберга на Приморском бульваре, 12;
- дворец Лархе на Приморском бульваре, 5;
- картинная галерея графа М. Толстого в Сабанеевом переулке (проект фасада Ф. Фельнера и Г. Гельмера):
- дом Ретхе на Французском бульваре;
- дача Климовецкого в Аркадии на ул. Пионерской, 28;
- жилой дом братьев Лантье на ул. Екатерининской, 9;
- жилой дом Снитковского по ул. Екатерининской, 11.
Принимал активное участие в конкурсах. По его проектам, которые были одобрены конкурсными жюри:
- оформлен зал в доме Технического общества на улице Княжеской, 1;
- переоборудована лютеранская церковь св. Павла в створе Дворянской улицы (1895-1896 гг.) при участии архитектора Х. Скведера;
- получал вторые премии на конкурсах проектов Земской управы (1848 г.) и театра Сибирякова (1901 г.).
Несколько сооружений выполнил для края, а именно:
- церковь в колонии Фриденсталь в Бессарабии;
- дача в имении Кононенко в Ананьевском уезде и т. д.
Являлся членом Совета товарищества изящных искусств. С 1891 г. был членом и принимал участие в работе Одесского отделения Российского технического общества.
Часто выступал в прессе по разным вопросам: о перестройке лютеранской церкви в Одессе; о доме графа М. М. Толстого в Одессе; о чертежах лютеранской церкви св. Павла в Одессе; об освещении темных помещений новоизобретенными призмами.
Материалы полосы подготовил
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
На фото:
- Лютеранская церковь,
построенная в 1823 г.
- Реконструируемое здание
Лютеранской церкви имени
св. Павла.